«Золотая гора» – знаменитый фонтанный каскад в Петергофе – скоро вновь предстанет во всем блеске. Петербургские реставраторы завершили финальный этап восстановления. К сожалению, есть документальные свидетельства, что от задумки Петра Первого уже к 1830 году ничего не осталось. Тем не менее, все подлинные фрагменты более позднего периода на время проведения работ специалисты бережно сохранили и законсервировали. Сезон работы фонтанов неумолимо подходит к концу, но у посетителей Петергофа есть шанс увидеть «Золотую гору» в брызгах воды. Торжественная церемония запуска каскада запланирована на эту субботу.
В 20-х годах XVIII века план петергофской резиденции определялся размещением трех каскадов. Подобно тому, как в столице империи центр города держался на трех улицах-лучах, исходящих от Адмиралтейства, фасад столицы фонтанов формировали Большой каскад, «Шахматная» и «Золотая» горы. Свое название последнее гидросооружение получило после того, как пространство между ступенями было обшито листами позолоченной меди. В завершенном виде Петр Первый, по заказу которого архитектор Николо Микетти начал строительство, каскад не увидел, но свидетельства петровской эпохи остаются на «Золотой горе» и сегодня в виде пяти статуй работы венецианских мастеров Антонио Тарсия и Пьетро Баратта. Скульптуры покидали и возвращались на каскад в периоды многочисленных реставраций.
Одна из давних проблем «Золотой горы» – медленное сползание в залив. Транзитные водоводы постепенно подтачивали фундамент, для его укрепления пришлось демонтировать бетонное покрытие послевоенного периода, укрепить кирпичные конструкции ступеней, а также зафиксировать сваями боковые лестницы. Как и многие памятники Петергофа, каскад серьезно пострадал в войну. Летом 1941-го петровские статуи зарывались прямо на склонах горы. С этой частью нижнего парка связана одна из загадок петергофской коллекции скульптуры.
«Те планы, которые были составлены с указанием мест захоронения, – по ним всё было найдено. Но, к сожалению, отсутствовали четыре бюста и четыре скульптуры. И непонятно, то ли они не были вообще укрыты… Во всяком случае, на планах они не обозначены», – говорит научный сотрудник хранилища скульптуры ГМЗ «Петергоф» Виль Юмангулов.
В отличие от «Шахматного» каскада, на который после последней реставрации вернулись копии скульптур XVIII века, «Золотая гора» откроется с оригиналами, судьба экспонирования которых будет решаться уже в 2016 году. Последний реставрационный штурм каскада напоминает театрализованную акцию – люди в белом смело оперируют золотыми листами.
Состав покрытия на листах между ступенями – результат длительного реставрационного исследования. Отказавшись от сусального золочения, специалисты сделали выбор в пользу гальванической позолоты.
Вода, придающая особую притягательность петергофским затеям, одновременно сокращает срок их жизни. Избежать потерь сложно даже при использовании новых материалов.
«Это все связано, между прочим, с той проблемой, о которой я говорю уже не первый год – это водоподводящая система. Чем больше будет застроена её территория, чем больше там появится коттеджных посёлков, тем сложнее будет сохранять наши фонтаны, тем чаще они будут реставрироваться», – комментирует директор ГМЗ «Петрегоф» Елена Кальницкая.
Как сказываются известковые отложения на объектах, недавно вышедших из реставрации, видно на примере «Шахматной горы». Там, где вода не касалась поля, квадраты остались черно-белыми, на остальной поверхности они желтеют, теряя контрастность. На конструктивные элементы «Золотой горы» реставраторы дают полувековую гарантию, состояние мраморной лестницы будет поддерживаться путем регулярных чисток.
Комментарии