Когда-то в горах Ингушетии жил благородный старец Эльберд, было у него три сына – Эги, Таргим и Хамхи. Перед смертью младшим завещал он построить каждому свой аул недалеко от дома, а старшему повелел оставаться в их родовом селе, и строить башню здесь. Так появились селения Эгикал, Таргим и Хамхи.
Все эти комплексы находятся под охраной государства и имеют статус объектов культурного наследия региона, сегодня это территория Джейрахско-Ассинского историко-архитектурного музея-заповедника. В его владениях находится больше двух тысяч различных построек раннего и позднего Средневековья и более древние Циклопические постройки, возраст которых может составлять около трех тысяч лет.
В 2024 году на территории музея начала работать Национальная система «Территория», где можно немного познакомиться с историей башен и их расположением на карте заповедника. Кроме того, «Территория» помогает обеспечивать безопасность посетителей в сложном горном ландшафте.
Сегодня мы расскажем вам об ауле Эгикал и его истории.
Эги был старшим сыном Эльберда, и получил в наследство отчий дом, и со временем этот аул унаследовал именно его имя Эги-кхал, или «крыша Эги». Из трех городов Хамхинского шахара, Эгикал самый крупный, в нем было больше сотни строений. В него входят не только боевые и жилые башни, но и несколько святилищ, различные мастерские.
Местные жители производили оружие и порох, занимались скотоводством, а также делали глиняную посуду, которая высоко ценилась даже за пределами Ингушетии. Через эти места проходил и Великий шелковый путь, и население всей Таргимской котловины активно торговало с караванами, а также зарабатывали их на охране и взимали плату за проход по их селениям.
Здесь же было сосредоточение духовной жизни галгайской общины. В непосредственной близости от аула находятся два древних храма – Альби-Ерды и Тхаба-Ерды. Когда-то они были первым оплотом христианства в долине и строились грузинскими миссионерами, а позже, когда христианство в этих местах сошло на нет, их использовали для обрядов традиционной в тех местах языческой религии.
Традиционно, чуть выше селения был устроен некрополь, В Эгикальском некрополе можно увидеть не только Солнечные наземные могильники, но и одно из первых мусульманских кладбищ Ингушетии, там же в 1993 году был похоронен известный ингушский писатель Идрис Базоркин. Кроме наземных усыпальниц, здесь можно увидеть подземные и полуподземные родовые захоронения, где и по сей день находятся останки некогда живших в Эгикале людей.
Эгикал – единственный обитаемый ныне аул. Правда поселилась здесь всего одна семья, которая живет в этих местах с середины 90-х годов. И живут они не в башнях, а в отдельно построенном доме.
Комментарии