Вену трудно удивить выставками — они сменяются здесь с завидной регулярностью и отличаются высочайшим качеством научной подготовки и визуальной презентации. Но и на этом фоне открывшаяся в музее «Альбертина» выставка «От Шагала до Малевича. Русские авангарды» выглядит событием выдающимся.
В залах музея собраны 130 произведений первого ряда, представляющие всех главных мастеров и разнообразие направлений русского художественного взрыва революционной поры. Подавляющее большинство полотен — 95 — привезены из Государственного русского музея в Санкт-Петербурге, выступившего соорганизатором проекта.
Эту экспозицию, ставшую еще одним свидетельством особых культурных связей России и Австрии, здесь давно ждали. Плакаты с «Прогулкой» Марка Шагала, держащего за руку парящую в небе над Витебском любимую жену Беллу, развешаны по всему городу, а ведущая австрийская газета Die Presse описывает выставку как «роскошную и эпическую». Ее куратором выступил сам директор «Альбертины» Клаус Альбрехт Шрёдер в сотрудничестве с заместителем директора Русского музея Евгенией Петровой. А вернисаж в пятницу вечером, на который выстроились в очередь сотни, если не тысячи венцев, почтил своим присутствием и выступлением президент Австрии Хайнц Фишер.
«Нет русского авангарда. Есть русские авангарды, — заявил Шрёдер на пресс-показе в пятницу, — Нет такой другой эпохи в истории искусств, когда в столь короткое время, чуть более десяти лет, возникало столько групп художников, объединений, которые создавали свои стили, разрабатывали программы как манифестации против прошлого и против конкурирующих художественных групп и конкурирующих художественных принципов. Это соседство и противостояние конкурирующих стилей, движений художников и стали темой этой выставки».
Ему вторит директор Государственного Русского музея Владимир Гусев: «Это не одно направление, это период. Каждый из этих художников был по существу и авангардом, и лидером, и направлением, и они часто были антагонистами и в творчестве, и в жизни».
Экспозиция организована в десяти частях с предисловием под названием «Одновременность неодновременности». В этом зале соседствуют прекрасные обнаженные Зинаиды Серебряковой («Баня») 1913 года и как бы сошедшая с детского рисунка или граффити «Венера» Михаила Ларионова 1912 года. А на соседней стене кубистская «Прачка» Владимира Лебедева 1922 года и его же почти ренуаровская обнаженная 1935 года. Так с первого зала кураторы вводят зрителя в мир противоположностей и исторический контекст русского аванграда.
Следующие залы организованы по направлениям и группам — неопримитивизм, кубофутуризм, супрематизм, агитпроп. Но есть и главы, посвященные конкретным художникам — Шагал, Кандинский. Петров-Водкин, Филонов. На выставку привезены выдающиеся полотна: «Автопортрет с семью пальцами» Шагала (Музей Стеделейк, Амстердам), шедевры из Петербурга: «Красная кавалерия» Казимира Малевича, «Фантазия» и «Мать» Кузьмы Петрова-Водкина, «Пир королей» Павла Филонова, портрет Анны Ахматовой кисти Натана Альтмана и портрет Всеволода Мейерхольда работы Бориса Григорьева.
Помимо Русского музея, который вывез беспрецедентное количество своих картин, экспонаты для выставки предоставили собрания Амстердама, Базеля, Берна, Мадрида и Парижа. Есть здесь и работы, постоянно экспонирующиеся в «Альбетине». В 2007 году этот музей, ранее считавшийся почти исключительно собранием графики, получил на длительное хранение эклектичную, но изобилующую шедеврами коллекцию семьи Батлинер, получившую в «Альбертине» название «От Моне до Пикассо». На ближайшие четыре месяца, когда к этой постоянной выставке добавились «От Шагала до Малевича», «Альбертина» будет демонстрировать одну из лучших в мире панорам искусства модерна.
Есть здесь и политический контекст, чрезвычайно важный для понимания этой живописи. В одном из первых залов зрителя встречают парные бюсты императора Николая II и императрицы Александры работы Марка Антокольского, в центре экспозиции — Ленин скульптора Сергея Меркурова. Скульптуру Сталина кураторы в экспозицию включать не стали — ее заменяет картина соцреалиста Владимира Малагиса, изображающая крестьян, слушающих речь вождя у репродуктора. Этот зал, в котором представлено окончание русского авангарда. Мрачный «Тракторный цех» Филонова (1931 год), который никак не тянет на оптимистический соцреализм. И завершающая экспозицию «Тревога» Петрова-Водкина, изображающая семью в ожидании ареста. Хотя действие картины и обозначено художником как происходящее в 1919 году, организаторы выставки интерпретируют ее как передающую тревогу 1934 года, когда это полотно было написано.
По словам Гусева, богатство коллекции русского авангарда в Русском музее вызвано, в частности, тем, что в его собрание вошли вещи из Государственного института художественной культуры — учреждения, созданного самими художниками-авангардистами в период их романа с советской властью. Но в 1926 году это учреждение было расформировано. «Большевикам уже надоел этот парад индивидуальностей, все уже должны были начинать строиться в колонны и идти вперед к коммунизму,» заметил Гусев.
Выставка в музее «Альбертина» продлится до 26 июня.
Комментарии