Выставка рассказывает о методологии создания такого института, как краеведческий музей в нашей стране.
Пространство Музея Москвы превратилось в краеведческий музей, созданный по образцу 1930-х годов. Там открылась выставка «Уберите чучело лисы». Репортаж – Ксении Егоровой.
Самая скучная выставка – предупреждают в Музее Москвы. Ведь она скорее о методологии создания такого института, как краеведческий музей в нашей стране. В широкий оборот это слово вошло как раз в 1921 году, когда впервые состоялась Всероссийская конференция научных обществ по изучению местного края. Само явление – интерес к родному краю – появилось гораздо раньше и охватывало буквально все – от гастрономии до астрономии.
«Первые региональные музеи начали появляться в конце XIX века и в основном в местах царской ссылки, то есть в Сибири, на Дальнем Востоке, куда ссылались интеллектуалы, которым было любопытно, куда они попали», – рассказала куратор выставки Софья Гаврилова.
Так от источников краеведения – Иркутска, Красноярска и Минусинска – уже в советское время стали разрастаться, как грибница, краеведческие музеи новой страны. С 30-х по 50 е годы – время их расцвета. Экспозиции создавались богатые и универсальные, по похожему алгоритму – это всегда был показ общества, истории родного края и природы. Неизменные чучела – обязательный атрибут каждого краеведческого музея и поныне.
«Медведь и лось, которые здесь стоят, они в первый раз покинули пределы музея. Это их выход в свет, можно сказать. По сути своей прототипом всех разделов природы в краеведческих музеях послужила экспозиция Государственного биологического музея имени Тимирязева», – пояснил директор Государственного биологического музея им. Тимирязева Игорь Рябоконь.
Обязателен был в советское время и такой идеологический прием – показать как сложно и драматично жили до 1917 года и насколько правильно уже после. Комната стахановца, как идеал – через такие типовые и бытовые вещи давали представление не только о людях края, но и о некой норме. Сегодня, правда, этот посыл трудно уловить.
«Мне кажется, что краеведческий музей невозможен без обращения к непосредственно каждому человеку, его опыту. Если мы видим, что краеведческий музей тридцатых годов строился, исходя из идеологических предпосылок, то сегодня на самом деле человек не воспринимает информацию, если она не обращена к нему лично», – отметила генеральный директор Музея Москвы Анна Трапкова.
Чтобы понять, как же должен быть устроен краеведческий музей в XXI веке, в Музее Москвы историки и краеведы обсудят на конференции. Тема важная, не только про историю места, но и про общую коллективную память народа, лицо у которого вовсе не обязательно должно быть вот такое типическое-типическое, а вполне индивидуальное. И, возможно, без чучел.
Комментарии