За прошедшие столетия их много раз обновляли, нанося новые слои краски поверх потемневшей олифы. Специалистам пришлось потрудиться, чтобы восстановить их первозданный облик.
Эта торжественная и официальная церемония посвящена завершению фундаментального и огромного исследования. Несколько лет специалисты Третьяковской галереи с помощью новейших физико-оптических методов: рентгенографии и съемки в инфракрасных лучах – изучали памятники самой древней и ценной части коллекции. Чтобы издать такой каталог – кропотливо работали несколько лет, изымая в лаборатории и мастерские – по одной иконе из первых залов музея, где представлена «Древнерусская живопись XII – XIII веков».
«Казалось бы, эта такая научная «игра в бисер», которая может быть интересна только ограниченному кругу специалистов, а на самом деле результат этого подвижнического труда, весящего несколько килограммов – ведь в этой огромной книге рассказывается всего о 16 памятниках древней живописи, но этот результат оказался востребованным у огромного количества людей», – рассказала директор Третьяковской галереи.
Новаторское исследование преподнесло немало открытий и представителям русской православной Церкви. Одно из них связано с важнейшей святыней – Владимирской иконой Богоматери, которая находится в храме Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее.
«Обрела для нас сегодня новый статус. Мы не знали раньше, что с тыльной стороны иконы было раньше изображение Святителя Николая, но теперь понятно, почему она в Никольском храме и почему она доступна всем», – отметил настоятель Храма Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее Протоиерей Николай Соколов.
Комплексные технико-технологические исследования каждого слоя иконы позволили обнаружить изображение Святителя, которое позже было утрачено. И на обороте появился другой образ.
«Митрополит Фотий – в 1310 году – так как в то время в Византии на чтимых иконах Богородичных изображали на полях праздники, а на обороте – престол с орудием страстей – повелел написать на обороте именно такую композицию, которая бы подчеркивала этот смысл жертвенный образа на лицевой стороне», – рассказала старший научный сотрудник древнерусского искусства Третьяковской галереи Екатерина Гладышева.
На другой иконе домонгольского периода – Богоматери Печерской – впервые удалось реконструировать текст молитвы на свитке в руках преподобного Феодосия. В результате анализа под микроскопом Иконы Николая Чудотворца стало понятно, что в последний момент художник подвинул благословляющую десницу Святителя еще ближе к Евангелие, выделив тем самым именно эту – идейную часть образа, олицетворяющую слово Божие.
Комментарии