Премьерные показы спектакля «Дети солнца» идут в Александринском театре. Главный режиссер Александринки – Николай Рощин – обратился к тексту Горького впервые. С подробностями – Екатерина Грициенко.
«Дети солнца» – интеллигенция и «Дети земли» – простой народ. Они по разные стороны сцены. Расстояние слишком велико чтобы достичь всеобщего счастья. Прогресс и знания – этот путь не сократят, скорее наоборот. И все же проблеме исторической режиссёр Николай Рощин – он впервые обратился к произведению Горького – отводит не главную роль.
«Не будет избыточного Горького, да вот со своими историко-реалистическими, бытовыми подробностями – все мы отсюда убрали. Пытались сделать такую универсальную схему драматических таких вот отношений», – рассказал главный режиссер Александринского театра Николай Рощин.
Но и модернизировать классику авторы постановки не стали. Сценических эффектов мало, даже костюмы аскетичны.
«Во всех своих спектаклях практически всегда я стараюсь использовать натуральные ткани. И в этом спектакле не было никаких особенных фактур, никаких особенных фантазийных придумок», – отметила художник по костюмам Екатерина Коптяева.
Авторы все же добавили немного гротеска. И вот уже зритель не только страдает вместе с героями, но и по-доброму смеется над их простодушием. О страхе и одиночестве громче всех заявляет Лиза. А еще кричит о неравенстве и предрекает – злоба копится в народе и когда-то выйдет наружу. Но кто расслышит этот крик? Обстановка дома хоть и напоминает больницу (а герои говорят, не вставая с кровати) по-настоящему нездоровой считают только Лизу. А значит забота ее – пить капли, чтобы не случилось нового припадка.
«Она начинает путаться, задаваться вопросом – только ли одиночество на нее так влияет, или уже все проблемы мира она берет на себя? Она не может ничего поменять, поменять никто ничего не может, в одиночку тем более», – сообщила исполнительница роли Лизы Мария Лопатина.
Идут волнения в народе и по случаю эпидемии холеры.
«Мы понимаем этих людей, что они хотят, чего-то они лишились, что-то остановилось, что-то исчезло совсем из их жизни и нужно за что-то цепляться, что-то придумывать, создавать себе новую такую психологическую опору», – сказал главный режиссер Александринского театра Николай Рощин.
В конце спектакля играет музыка – её сочинил исполнитель роли Протасова – Иван Волков. Под тревожные звуки солнце предстает не светлым, а зловещим. Но если последовать призыву быть мягче и добрей, отступит ли пламя грядущего? Как и век назад зритель сам ищет ответ
Комментарии