«Римские каникулы». Идея постановки Леонида Кипниса. Композитор Андрей Кротов. Режиссер Филипп Разенков. Новосибирский музыкальный театр.
Наш зал — весь Рим! При одном взгляде на принцессу Анны Ставской становится ясно: в тихом омуте черти водятся. Фото: Предоставлено Новосибирским музыкальным театромНаш зал — весь Рим! При одном взгляде на принцессу Анны Ставской становится ясно: в тихом омуте черти водятся. Фото: Предоставлено Новосибирским музыкальным театромНаш зал — весь Рим! При одном взгляде на принцессу Анны Ставской становится ясно: в тихом омуте черти водятся. Фото: Предоставлено Новосибирским музыкальным театром
…Принцесса Анна сбежала из золоченой клетки в большой мир, ощутила вкус свободы и любви, но все кончилось печалью, хотя и светлой. Это фильм «Римские каникулы» 1953 года, покоривший мир и обретший все шансы на бессмертие. Он — из тех прекрасных сказок, которые от века убаюкивали человечество, навевая ему «сон золотой», заряжая светом и оптимизмом. Его пытались у нас повторить, и десять лет назад с треском провалилась кинокомедия «Все могут короли» — состязаться с Одри Хэпберн и Грегори Пеком немыслимо, картина Уильяма Уайлера открыла тему и, казалось, ее закрыла.
Поэтому идея создать на ее основе театральный мюзикл выглядела безумной. Ее выдвинул директор Новосибирского музыкального театра Леонид Кипнис, и все завершилось триумфом: спектакль стал победителем «Золотой маски». Либретто и музыку написали супруги Андрей и Нонна Кротовы, с которыми театр создает уже не первый спектакль. Поставил мюзикл режиссер Филипп Разенков, ученик Дмитрия Бертмана и лауреат конкурса «Нано-опера».
Начинается все в наши дни: экскурсоводша показывает туристам главную достопримечательность Рима — место, где встретились принцесса Анна и репортер Джо Брэдли. И мы переносимся в 50-е годы, в эпоху неореализма, упоительных буги-вуги и композитора Нино Рота, стилистике которого отдаст дань композитор Андрей Кротов. Рассказывают, что, получив от него бравурный марш в духе фильма «Восемь с половиной», режиссер Разенков сначала не понял, что с ним делать, а потом придумал вечно беременную Большую маму с выводком детишек, которая станет лейтмотивом спектакля и задаст ему итальянскую экспансивность (Елизавета Дорофеева). Так, подогревая фантазию друг друга, авторы и создавали это шоу, главное достоинство которого — ощущение азартной, веселой и талантливой импровизации.
От знакомого сюжета осталась канва романтической сказки о пьянящем воздухе свободы, но возникли новые мотивы: сцены в логове «акул пера» — редакции таблоида, где охотятся за сенсациями, и его издателя м-ра Хеннесси (Александр Выскрибенцев). Да и Джо Брэдли у Александра Крюкова — иной, в нем нет джентльменского набора, которым подкупал герой Грегори Пека: заурядный газетный циник, в котором и не ночевало благородство. Отчего и преображение, которое принесла ему нахлынувшая любовь, становится еще более очистительным и просветляющим. Принцесса у Анны Ставской хороша собой, обаятельна, непосредственна, ни на миг не дает забыть, что в тихом омуте черти водятся, — в нее нельзя не влюбиться. Лаконична сценография, где важную роль играют видеоинсталляции — род изобразительных комментариев, придуманных, как все в спектакле, весело и талантливо. Активно участвует в действии дирижер Александр Новиков. Изменилась и развязка — так, каким и должен быть финал мюзикла, где счастье музыкального апофеоза охватывает и сцену, и зрительный зал независимо от того, соединятся ли влюбленные в реале.
Комментарии