Предметы из коллекции Генриха Шлимана впервые исследуют с помощью современного оборудования.
Первый этап научно-исследовательского проекта «Золото Трои» завершился в Музее изобразительных искусств имени Пушкина. Предметы из коллекции Генриха Шлимана впервые исследуют с помощью современного оборудования. Репортаж – Юлии Кундрюковой.
Мини-лаборатория прямо в выставочном зале номер 3. Здесь на витринах – сокровища Трои из коллекции Генриха Шлимана, и тут же, за стеклом – специальный аппарат, который способен выдать детальный спектральный анализ каждого предмета. Беспрецедентно для этой коллекции: ни один из артефактов раньше не исследовали современными научными методами.
«Прибор называется микрорентгенофлуоресцентный спектрометр. На красное перекрестье кладем нашу сережку и закрываем дверку. Фокусировочку подправим и запускаем измерения. Вот тут кнопка «плей». Мы нажимаем на измерение, и всё, у нас побежал здесь спектр. И через несколько минут у нас будет точный состав этой сережки, мы узнаем, она поддельная или нет», – заявил руководитель отдела компании-разработчика Григорий Кузнецов.
Эти артефакты хранились в немецком музее, но в 45-м году по решению контрольной комиссии были отданы Советскому Союзу как частичная компенсация за потери от действий фашистов. А в 49-м все 259 предметов отправились в особый фонд Пушкинского, доступ в который был закрыт. И многие ученые десятки лет не имели представления о том, куда пропала существенная часть легендарного клада Шлимана. В 96-м году в Пушкинском эту коллекцию всё же показывают. На выставку тогда съехались ученые со всего мира. И, конечно, появились скептики, решившие, что эти предметы – афера Генриха Шлимана. Мол, он заказал изготовление этих предметов еще при жизни, в XIX веке в Турции. Спектральный анализ эти предположения разрушил.
«По составам этих предметов, конечно, складывается впечатление, что это именно древние предметы, и не складывается никакого впечатления того, что это какая-то, что это изготовлено во времена Шлимана», – рассказал эксперт по исследованию музейных предметов из металла Отдела нумизматики ГМИИ им. Пушкина Кирилл Пельве.
У хранителей еще тогда, в сороковые, уже были предположения о составе артефактов. Но многое не знали наверняка, например, из чего сделаны эти ритуальные топоры, которые принадлежали жрецам или правителям Трои.
«Одной из наших находок, которая была в частности подтверждена с помощью вот этой аппаратуры, которая сейчас установлена в компартменте для исследования стало то, что два топора в древности были позолочены. Центральная часть – втулки этих топоров, вот эти вот зоны, имели позолоту, нанесенную толщиной буквально в микрон», – заявил заведующий Отделом искусства и археологии античного мира ГМИИ им. Пушкина Владимир Толстиков.
Генрих Шлиман был фигурой противоречивой. С одной стороны, раскопал сокровища, ценность которых неоспорима, с другой – делал это довольно варварским способом, в чем потом сам и признался. Но в чем ему точно нельзя отказать, так это в умении создать отличную рекламную компанию. Когда раскопки завершились, он принял активное участие в создании каталога.
Фотография этой Большой диадемы облетела все европейские печатные издания. Генрих Шлиман, раскопав золото Трои, самое красивое украшение надел на свою супругу – гречанку Софию. Эта фотография стала символом сенсационных раскопок второй половины XIX века.
Сейчас в Берлине планируют выставку, посвященную двухсотлетию Шлимана, и Пушкинский принимает в ней участие. И меньше чем через год эта же выставка приедет в Россию.
«Вскоре мы подпишем соглашение с двумя важнейшими немецкими институциями, с институтом и музеем, которые непосредственно имеют к этому отношение. И в конце года, в начале декабря, сделаем выставку вслед за Берлинским музеем, посвященную 200-летию Шлимана, где соединим коллекцию, которая находится в Берлине, в Греции и у нас», – пояснила директор ГМИИ им. Пушкина Марина Лошак.
65 предметов уже изучены, и теперь сотрудники приступают к следующим. Результат исследований появится не раньше чем через несколько лет.
Комментарии