Уже никого не удивляет женщина-писатель, но так было не всегда. Еще в начале XX века пишущие женщины были, если не нонсенсом, то явлением незаурядным. О феномене женского взгляда в литературе 5 июня на площадке «Художественная литература» книжного фестиваля «Красная площадь» поговорили литературовед, писатель и публицист Павел Басинский и книжный редактор Дарья Гаврон.
Поводом для беседы стали три книги, вышедшие в издательстве Елены Шубиной. О двух из них рассказала Дарья Гаврон. Она представила сборник одновременно печальных и смешных рассказов и фельетонов Надежды Тэффи «Кусочек жизни» о бытии, надеждах и радостях парижских эмигрантов в середине прошлого века, а также «роман с ключом» Ольги Форш «Сумасшедший корабль».
«В этой книге под причудливыми псевдонимами действуют известные литераторы своего времени. И если мы подберем к этой книге ключик, мы узнаем и Евгения Замятина, и Александра Блока», — рассказала Гаврон, добавив, что в расшифровке «Сумасшедшего корабля» читателю помогут комментарии филолога Олега Лекманова.
Затем микрофон перешел к Павлу Басинскому. Литератор посвятил свой монолог Лизе Дьяконовой, малоизвестной героине литературного мира конца XIX и начала XX века, автору «Дневника русской женщины» — причудливого документального романа, который стал известен миру из-за необъяснимой трагической кончины Дьяконовой. Загадке гибели девушки, а также деталям ее биографии посвящена книга Павла Басинского «Посмотрите на меня. Тайная история Лизы Дьяконовой».
В жизни Дьяконовой, дочери небогатого костромского купца, были и учеба на легендарных Бестужевских женских курсах, и увлечение Толстовством, и попытка стать юристом, образование в Сорбонне, и лечение у лучших психиатров Парижа.
Павел Басинский признался, что, работая над биографией Лизы Дьяконовой, он раз за разом сталкивался с удивительными и неочевидными историческими фактами:
— Я столкнулся с такими интересными историями из жизни конца XIX — начала XX века: гимназии, высшие курсы, купечество, женщины-миллионерши, Сорбонна. Казалось бы, такой незаметный человек, как Лиза Дьяконова, прошла огонь, воду и медные трубы.
Наконец, жизнь Дьяконовой загадочным образом оборвалась в 1902 году в горах австрийского Тироля. Дьяконова ушла, оставив миру свой дневник, ставший важным документом эпохи.
«Я исследовал дневник Дьяконовой, ее архивы, чтобы понять тайну ее ухода, и я понял главное — своим уходом она заставила на себя посмотреть. Потому что о ее смерти писали газеты, Лиза Дьяконова стала своеобразным маленьким ньюсмейкером. А если бы она просто принесла в издательство свой дневник — его бы никто не опубликовал», — рассказал Павел Басинский.
Разговор о женщинах в непростое время рубежа веков получился даже несколько драматичным, но в то же время — вдохновляющим. Загадки судеб значимых для русской литературы женщин до сих пор становятся благодатной почвой для биографов, литературоведов и простых читателей.
Комментарии