Мюзикл вещь отличная, но никак у нас не привьется. Большой любитель этого жанра, я бродил по знаменитому Бродвею, рассматривал одинаковые афиши, где белозубо скалились одинаковые бодры молодцы с руками врастопырку — и вдруг понял, что мне туда не хочется. В этом жанре есть упоительные шедевры уровня «Моей прекрасной леди», «Звуков музыки», «Кабаре» или «Призрака оперы», но они тонут в океане штампованной продукции с усредненной музыкой и никакими либретто. Такой мюзикловатый конвейер, выпускающий стандартные шурупы очень сложного на самом деле жанра.
У нас тоже есть традиции своего мюзикла, причем любимые — идущие еще от «Веселых ребят», «Цирка», «Весны», «Карнавальной ночи»… Пытаясь возродить отечественный мюзикл, наши авторы тоже создали безусловные шедевры уровня «Норд-Оста», «Мертвых душ» или «Алых парусов». Создали школу актеров мюзикла, где зажглись свои звезды. Бездомный жанр приютили наши театры музыкальной комедии, серьезно потеснив оперетту. А потом в Москве возник и Театр мюзикла. Залы всегда полны, но жанр остается пасынком, чем-то чужеродным, даже «буржуазным», хотя нет ничего более демократичного и народного, чем хороший мюзикл. Теперь благой пример показал главный концертный зал Москвы — «Зарядье», приспособленный в основном для музыкальной классики, симфонической и камерной музыки. Опыт показа на этой гигантской площадке нового шоу «Игра в мюзикл» еще раз доказал серьезность ресурсов, которыми мы располагаем. К среднему и старшему поколению преданных жанру режиссеров постоянно добавляются новые имена. Недавно в Новосибирске, сорвав «Золотую маску» за «Римские каникулы», талантливый Филипп Разенков осуществил оригинальный рок-мюзикл «Фома» по песням Юрия Шевчука. Чуть раньше в Екатеринбурге маститый Кирилл Стрежнев с блеском поставил импровизацию на темы «Моцарта vs Сальери». И вот совсем молодой Антон Музыкантский выпустил «Игру в мюзикл», собрав на сцене «Зарядья» суперзвезд московской сцены с участием авторов этого проекта аранжировщика и композитора Евгения Загота (он стоял за пультом симфоджазового оркестра) и певца Игоря Портного.
Вечер начался с переклички смартфонов и загружаемых ноутбуков: как бы случайно встретившись в некоем замкнутом пространстве, восемь разнохарактерных, увязших в Сети персонажей начинают вступать в отношения и жить сюжетами знаменитых мировых мюзиклов, изъясняясь их мелодиями — и хрестоматийно известными («Американец в Париже», «Кошки», «Скрипач на крыше», «Иисус Христос — суперзвезда»…), и для нас сравнительно новыми («Дикая вечеринка» Эндрю Липпа, «Варьете» Стивена Сондхайма, «Визит оркестра» Дэвида Язбека…). Это был фактически еще один жанр, некогда любимый, а теперь полузабытый: ревю, обозрение, гала-концерт до блеска отточенных номеров, сцепленных условным и непритязательным сюжетным ходом. Номеров очень разных — от современного городского романса под гитару (Million Dreams Бенджа Пасека у Евгения Зайцева) до проникновенной Memory из «Кошек» Уэббера, которую Елена Чарквиани исполнила значительно артистичнее, чем это было в недавно провалившемся британском фильме. От классической The Man I Love Гершвина в исполнении рожденной для джаза Эльмиры Диваевой до комического «Признания жены Санта Клауса», за которое феерическая Анна Гученкова сорвала самые восторженные аплодисменты переполненного зала. В этот вечер для нас пели Анастасия Стоцкая, Алексей Бобров, Евгений Вальц, Игорь Портной, и всем верховодил молодой Евгений Зайцев — недавний Чаплин в одноименном мюзикле петербургской музкомедии.
Дикая, пестрая, шумная, нежная, эта вечеринка была признанием в любви актеров и публики к укрощенному наконец жанру. Перед нами предстал выразительный спектр красок мирового мюзикла — от его высших взлетов до конвейерного «мейнстрима». От того, что можно слушать, наслаждаясь, снова и снова, до того, чего можно не слушать вообще. Причем в обоих случаях молодому режиссеру удалось уйти от разъедающих жанр штампов. В этой чересполосице тоже был свой смысл: как в мюзикле «Шахматы», в этой музыкальной игре в непокорный жанр есть свои гордые ферзи, и есть безнадежные пешки — каждый ход может стать и победным и роковым.
Комментарии