Международному фестивалю в Ташкенте, если вести отсчет с советских времен, уже 65 лет. Некогда это был большой и престижный киносмотр. Когда он проходил впервые, его посетил американский певец и актер Поль Робсон. Старожилы, такие как кинорежиссер Али Хамраев, ностальгически вспоминают, как он пел тогда узбекскую песню. Какое-то время фестиваль не проводился, но постоянно шли разговоры о его возрождении. Автору этих строк довелось 11 лет назад поучаствовать в совещании по этому поводу в Бухаре и даже выступить со своими предложениями. Теперь фестиваль идет под цифрой 15 – отсчет ведется с момента его проведения в самостоятельном и независимом государстве. При этом он третий после затянувшейся паузы в работе. В цифрах можно запутаться. Как говорят организаторы, трудно поднимать фестиваль, который когда-то гремел. А чтобы так и происходило, пригласили даже Кевина Спейси. Пока же на открытии присутствовал французский актер Фредерик Дифенталь, знакомый зрителям по «Такси». А открывала фестиваль «Анатомия падения» Жюстин Трие, получившая в этом году «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах.
До вечернего официального открытия представили на «Узбекфильме» новейшее узбекское кино. Еще недавно здесь снималось великое множество малобюджетных картин, сделанных на коленке. Они имели большой успех у местной публики и в основном рассказывали истории о несчастной любви, где влюбленные были из разных социальных слоев. Как в индийском кино они преодолевали преграды, чтобы завоевать право на счастье.
Теперь нам представили амбициозные исторические проекты. Один из них – «Бахадыр Ялангтуш» — об узбекском политике и военачальнике, наместнике бухарских ханов в Самарканде, при котором построили жемчужины Регистана, великолепные медресе. Картина еще снимается, и в одном из студийных павильонов для гостей устроили шоу с огнем. Разожгли костры. Казалось, что горит песок под ногами. Промчались лошади. Присутствующие ощутили себя участниками исторических событий. После этого в коридорах студии долго висела пелена и стоял запах гари. Среди гостей презентации были Лариса Луппиан и Елизавета Боярская.
Изначально в списке гостей заявили и Михаила Боярского, но приехать он не смог, как объяснила его супруга, по независящим от них обстоятельствам Неожиданно в летнем садике перед церемонией открытия появился незнакомец в широкополой шляпе, и кое-кто из гостей из постсоветских стран бросился к нему со словами: «Как хорошо, что вы выздоровели и смогли приехать». Тот понять не мог, что происходит. Ему и в голову не пришло, что его приняли за Боярского.
Первые два дня у Ларисы Луппиан и Елизаветы Боярской выдались насыщенные. Из студийного павильона они отправились на открытие Дней российского кино, программа которых состоит из своеобразного набора картин: «Мира» Дмитрия Киселева, «Молодой человек» Александра Фомина, «Снегирь» Бориса Хлебникова, «Чук и Гек. Большое приключение», которое представляет в Ташкенте режиссер Александр Котт. Показывают российское кино в кинозале развлекательного городка, напоминающего Диснейленд.
Лариса Луппиан родилась в Ташкенте, пережила здесь землетрясение. Поездка на фестиваль для нее особенная. Спрашиваю, каким был Ташкент ее детства, сохранился ли дом, где она росла.
— Город меняется, иногда трудно что-то найти. Я уехала из Ташкента в 1970 году в Ленинград поступать в театральный институт. Поступила и с тех портам живу. Вся моя карьера связана с Ленинградом, а теперь Петербургом. Там я стала народной артисткой, руковожу Театром им. Ленсовета, которому в ноябре исполнится 90 лет. Я обожаю Ташкент за счастливое детство. Дом моего папы, где я жила, сохранился. Он находится в частном секторе на улице Достоевского. Там живет мой сводный брат. Мы туда с Лизой обязательно поедем. Мы навестим могилу моего отца и бабушки. Она — эстонка, была гувернанткой, приехала в Узбекистан, а тогда еще Туркестан, с семьей генерала. Еще до моего рождения содержала маленький детский сад, где воспитывала детей на немецком языке. Когда я была маленькой девочкой, знала только немецкий язык. Помню немецкие ёлки и песни на немецком языке. Часто вспоминаю бабушку. Это она сформировала мой характер. Поеду завтра искать свою школу номер 47. Не знаю, какой у нее теперь номер. После того, как родители разошлись, мы с мамой переехали, и я пошла в 182-ю школу. Поеду ее искать. Нас угощают самсой, совсем крохотными пирожками с тыквой и мясом. Лариса Луппиан говорит, что такой маленькой самсы еще не видела, раньше она была другая.
К разговору присоединяется Елизавета Боярская: «Жаль, что мы не сможем вместе с фестивалем поехать в Самарканд. У меня спектакль «Леди Макбет Мценского уезда» в ТЮЗе в Москве. У мамы тоже дела. Короткая поездка, и я не думала, что она окажется такой интересной. Я была в Ташкенте только один раз в пятилетнем возрасте».
В фойе «Узбекфильма» Лариса Луппиан увидела большую черно-белую фотографию на стене, где она совсем маленькая во время съемок фильма «Ты не сирота», вышедшего в 1962 году. Снял его в последствии классик узбекского кино, народный артист СССР Шухрат Аббасов, известный по фильму 1967 года «Ташкент – город хлебный». « Ты не сирота» основан на романе узбекского писателя Рахмата Файзи «Его величество Человек» о людях, принявших в свою семью в годы Великой Отечественной войны 14 детей разных национальностей. Одного такого ребенка и сыграла Лариса Луппиан и осталась в истории узбекского кино. На презентации Узбекфильма» показали фрагмент, где ее юная героиня бежит и кричит: «Мама, мам, мамочка!»
— В 60-е годы, когда я училась в первом классе, к нам в класс пришла съемочная группа фильма «Ты не сирота». – вспоминает актриса. — Отбирали детей для участия в картине, и меня взяли. Я сыграла девочку с драматической судьбой и счастлива, что я сегодня увидела старую фотографию, которая перенесла меня в далекие детские годы. Мы начинали снимать совсем в старой киностудии. Когда я училась во втором классе, весь наш класс ходил смотреть фильм. На гонорар за фильм «Ты не сирота» мы купили пианино и поехали на Иссык-Куль. Я в основном театральная актриса, снимаюсь редко. Про кино лучше поговорить с Лизой. Меня судьба работой не баловала. Я не смогла пробиться в кино. Некому было подсказать, как это важно для актера.
Лариса Луппиан рассказала, что Лиза могла бы начать свою карьеру в пятилетнем возрасте. На нее обратил внимание итальянский режиссер, чего ей только не обещал, но она не согласилась сниматься. В детстве у Лизы не наблюдалось склонности к лицедейству. Все пришло позднее.
На церемонии открытия фестиваля Елизавета Боярская вручала приз одному из победителей национального конкурса (он проводится впервые). Жюри, состоявшее исключительно из женщин- кинематографисток разных стран (и это революционное решение для Узбекистана), отсмотрело узбекские фильмы еще до начала фестиваля. Таким образом, на церемонии открытия подводили итоги и раздавали награды, что само по себе необычно. Как необычно и то, что в момент вручения призов люди в зале плакали. Казалось бы, радостное событие, но имена лауреатов связаны с трагическими обстоятельствами.
Елизавета Боярская передала приз сыну покойного актера Хашима Арсланова, сыгравшего в картине «101-й рейс» Акрома Шахназарова командира корабля, реального летчика Зарифа Саидазимова ( в основе фильма — его автобиография. Он совершает свой последний полет перед выходом на пенсию. Для знаменитого узбекского актера это тоже последняя роль в кино. Он умер в 63 года.
Красавица Рано Шодиева, на которую невозможно было не обратить внимание на звездной дорожке, тоже плакала, получая награду за лучшую женскую роль в основанной на реальных событиях картине «Судьба женщины». Рано сыграла женщину, которую удалось вернуть в Узбекистан из сирийского лагеря беженцев. Оказалось, что в прошлом году вопреки печальным прогнозам, актриса победила тяжелейшее онкологическое заболевание, перенесла сложную операцию, прошла реабилитацию в одной из клиник Турции. Вот поэтому награду ей вручал заместитель министра культуры Турции.
Актерская карьера Рано Шодиевой в чем-то напоминает путь Ларисы Луппиан. Все началось в детстве. Рано гуляла после школы с подругами, когда ее заметила кинорежиссер Камара Камалова (она старейшая выпускница ВГИКа, награждена в день открытия фестиваля за лучший национальный фильм «Как назовут тебя»). Так девочка дебютировала в 13 лет в картине «Все вокруг засыпало снегом», а после окончания школы поступила в Ташкентский институт искусств. Рано не только снимается в кино, но работает как дизайнер одежды, руководит центром для детей и молодежи с ограниченными возможностями. Наверняка члены жюри ничего этого не знали, распределяя награды, но обстоятельства жизни придали их выбору особую интонацию.
Комментарии