В преддверии открытия новых крупных проектов директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова на «Деловом завтраке» рассказала о том, почему Василий Поленов сегодня остается одним из самых востребованных художников и почему нет смысла сравнивать его с Ильей Репиным, а также о том, как готовится выставка «Авангард. Cписок № 1» и какой она видит Новую Третьяковку после реконструкции, которая начнется в 2023 году.
«Деловой завтрак» с директором Государственной Третьяковской галереи Зельфирой Трегуловой
Автор: Александр Шансков
Третьяковская галерея славится экспозициями, обреченными на успех: Айвазовский, Серов, Репин… Выставка Василия Поленова, которая открывается на Крымском валу 17 октября, встанет с ними в один ряд?
Зельфира Трегулова: Каждая выставка — как спектакль. Мастера самого высокого уровня проводят тщательную подготовку, но может получиться, что экспозиция выстрелит не так сильно, как хотелось бы. Я думаю, что выставка Поленова войдет в число тех, что пользуются успехом. Мы можем судить об этом уже сейчас, так как выкуплены почти все экскурсии на Поленова. Настоятельно рекомендую заранее планировать свой визит на выставку. Мы создали новую систему продажи электронных билетов, которая позволяет выдержать большой поток посетителей. Система электронных продаж билетов получает распространение во всем в мире. Например, в Лувр можно попасть, только заранее купив электронный билет.
А картина «Христос и грешница» с ее моралью «Кто из вас не грешен, пусть бросит в нее камень» будет на вашей выставке?
Зельфира Трегулова: Мы благодарны Русскому музею за то, что он все-таки согласился предоставить нам эту картину. Без нее выставка была бы неполной.
Поленов в отличие от Репина, невероятно страстного художника, очень гармоничный. А сегодня в мире не хватает именно гармонии.
Мы специально разредили экспозицию в некоторых залах и отдали большое пространство его главным работам, в том числе знаменитому «Московскому дворику» и «Бабушкиному саду».
Оказавшись лицом к лицу с ними, вы не можете не ощутить того чувства благородства, взвешенности в подаче всего, к чему этот человек однажды прикасался.
Мы также показываем Поленова как художника универсального, много работавшего в театре, в архитектуре. Мы показываем и то, каким он был учителем.
Его уроки были невероятно важны для следующего поколения живописцев, открывавших ХХ век.
В специальном разделе мы представляем ранние работы его учеников, включая Константина Коровина.
Мы создали новую систему продажи электронных билетов, которая позволяет выдержать большой наплыв посетителей
Михаил Пиотровский говорит, что Эрмитаж не выдерживает больше 6 миллионов посетителей в год. Есть ли у Третьяковской галереи подобный предел посещаемости? Не страдает ли галерея от наплыва иностранных туристов, как, например, ключевые достопримечательности Северной столицы?
Зельфира Трегулова: В отличие от Эрмитажа, Пушкинского музея или Музеев Кремля процентное соотношение иностранцев и отечественных посетителей Третьяковской галереи совершенно другое: согласно статистике 2018 года, 88 процентов гостей Третьяковки — отечественные зрители и только 12 процентов — зарубежные. Мы, наоборот, усиленно работаем над изменением диспропорции российского и иностранного зрителя, и за три с половиной года нам удалось изменить цифры с 90 и 10 на 88 и 12 процентов соответственно.
Комментарии