В начале апреля зрители «Золотой маски» должны были увидеть новую работу ее двукратного призера хореографа Вячеслава Самодурова «Приказ короля» в театре Урал Опера Балет. Но вся культурная жизнь оффлайн поставлена на паузу и ушла в интернет. Как и все мировые фестивали и конкурсы, «Золотая маска» на вынужденных каникулах, театры погасили огни, артисты сидят по домам. Мы беседуем с Вячеславом Самодуровым по телефону.
Понятно, что все планы пошли кувырком. Наблюдается ли в театре уныние?
Слава Самодуров: Мы сейчас на изоляции, и я не могу говорить за всех. Но по мере того как картина становится яснее, мы вырабатываем план действий. Поэтому я смотрю на происходящее с оптимизмом: из кризисов люди выходят более сильными.
Не поделитесь вашими методами выхода из кризиса?
Слава Самодуров: Метод единственный и универсальный: продолжать работать, думать, придумывать. У нас готовится премьера — балет «Конек-горбунок». Она должна была состояться в конце сезона — теперь мы ее переносим, вероятно, на осень. Дальнейшие планы балетной и оперной трупп на следующий сезон объявим позже. Сейчас главное — переждать. Как говорят, не толкай речку — она течет сама.
Да, все уже теперь тоскуют по живому искусству. Но как сказывается вынужденная пауза на балетном артисте? Ведь ежедневный тренаж — условие сохранения формы.
Слава Самодуров: Все сейчас по домам, но артисты — сознательные люди. Дома тоже можно поддерживать форму, поэтому не думаю, что мы столкнемся с большими трудностями. Когда закончится этот вынужденный антракт, первое, что сделаем — дадим большой гала-концерт, чтобы отметить избавление от морока и открытие театра.
Что публика и театр потеряли в результате нашествия вируса, какие планы сорвались?
Слава Самодуров: Огромное разочарование — отмена выступления в конкурсе «Золотой маски» сразу с двумя балетными вечерами. У нас был интересный гастрольный график: обменные гастроли с Пермским театром оперы и балета в конце мая, потом балет «Ромео и Джульетта» должен был поехать на фестиваль в Нур-Султан. Но я клинически позитивный человек и смотрю на дело так: было много планов, которые не состоялись, — что ж, их станет немножко больше.
Вы поддерживаете связь с артистами хотя бы по телефону?
Слава Самодуров: Я их оставил в покое: это ведь тоже важно для артиста — получить возможность немного отдохнуть от руководителя и от театра. Хотя сегодня я разослал им месседж, предостерегающий от набора лишних калорий.
Что необычного сулит нам «Конек-горбунок»?
Слава Самодуров: Интереснейший проект, который я очень жду. Спектакль во многом экспериментальный. В его основе старинный «Конек-горбунок», несколько сцен пойдет в хореографии Горского 1912 года, а что-то мы ставим заново с музыкой Анатолия Королева — над этими эпизодами работает Антон Пимонов. В большом спектакле всегда есть проблема — как сделать действие динамичным. Мы постараемся максимально избавиться от пантомимы — этот язык сегодня плохо воспринимается публикой — и будем двигать действие с помощью рэпа.
«Горбунок» — еще и волшебная сказка. Ждать визуальных эффектов?
Слава Самодуров: Спектакль будет очень красивый, его оформляет Анастасия Нефедова, которая делала костюмы для балета «Приказ короля». Получается сказка, но такая, что апеллирует к человеку сегодняшнего дня.
Сейчас главное — терпеливо переждать. Как говорят, не толкай речку — она течет сама
Многие театры сейчас поддерживают связь со зрителями в интернете. Что в этом направлении делает Урал Опера Балет?
Слава Самодуров: У нас были задуманы прямые трансляции гала-концертов из пустого зала, причем в оригинальной подаче, какую нельзя увидеть на обычном спектакле. Теперь предполагавшиеся участники вынуждены сидеть по домам — этот проект тоже на паузе, и мы еще вернемся к нему.
Ну а вы-то как проводите эти вынужденные каникулы? У вас есть тайный рецепт от хандры?
Слава Самодуров: Я довольно быстро адаптируюсь к ситуации. Прогуливаюсь на небольшие дистанции, благо здесь, в Екатеринбурге, пока с этим не очень строго. Сейчас я много читаю, смотрю много фильмов и спектаклей, и мне кажется, что это время — не пустое. Подобные критические ситуации позволяют заново оценить то, к чему мы привыкли и что любим. Театры, кинотеатры и музеи закрыты, и жизнь сразу стала гораздо беднее. Это прямое доказательство, как важно для общества то, что делают люди искусства.
Комментарии