Карантин застал Венскую государственную оперу на перепутье. Десятилетнее директорство Доминика Мейера, контракт которого завершался в конце этого сезона, оказалось оборвано. Когда стало известно, что, по решению правительства, закрытый в середине марта театр уже не откроется до конца сезона, Мейер написал в Facebook, что сердце его разрывается от того, что ему не удастся попрощаться с коллективом и публикой — отмененными оказались не только последние премьеры, включая постановку оперы Моцарта «Так поступают все» под управлением Риккардо Мути, но и запланированный прощальный концерт.
В этих условиях, полных неизвестности относительно того, когда и как артисты смогут начать репетировать и выступать, а зрители и слушатели прийти в зал, новое руководство театра — вступающий на пост директора Богдан Рошчич и главный дирижер Филипп Йордан — презентовали амбициозный план сезона 2020/21, а вместе с ним и программу задуманного ими радикального переустройства этого ведущего института оперного мира.
На будущий сезон запланированы рекордные десять премьер, из которых только два спектакля будут абсолютно новыми, в том числе новый «Парсифаль» в постановке Кирилла Серебренникова в апреле 2021 года на смену относительно новой постановке Алвиса Херманиса, идущей в Вене с 2017 года. К ним добавляются две копродукции и шесть переносов на венскую сцену нашумевших за минувшее двадцатилетие радикальных произведений «режиссерской оперы» — таких, как «Евгений Онегин» Дмитрия Чернякова 2006 года из Большого театра, «Кармен» Каликсто Биейто, поставленный уже на 29 сценах мира, и «Макбет» Барри Коски из Цюриха. И чтобы довершить послание миру об отрицании минувшего десятилетия Мейера, возрождаются две старые постановки из запасов Венской оперы — «Свадьба Фигаро» Жан-Пьера Поннеля и «Электра» Гарри Купфера, а бывшие до недавнего времени в репертуаре спектакли, соответственно, 2011 и 2015 года постановки, списываются в архив. К удовлетворению одних, отчаянию других и беспокойству третьих можно с уверенностью сказать, что Венская опера не будет прежней.
Новый директор, назначенный три года назад и пришедший в театр из индустрии грамзаписи — его последней должностью было управление студией SonyClassic в Нью-Йорке — собирался провести презентацию не в рамках обычной пресс-конференции, но на основной сцене, с публикой в зале и артистами на сцене. Получилось совсем иначе: в телевизионной передаче, при пустом зале. И, отвечая на первый вопрос ведущего, когда театр вернется к нормальной работе и уверен ли он, что его планам суждено полностью сбыться, сказал: «Честный ответ — никто не знает. Все, что я могу сказать, — это что Венская опера снова откроется и что мы сделаем все для того, чтобы при любых сценариях, она вернулась на высшем уровне своих возможностей».
Планы на будущий сезон, в том числе с постановкой сразу столь многих «чужих» спектаклей, Рошчич объяснил задачей «разом обновить наиболее исполняемый репертуар — и музыкально, и сценически». А в плане на пять лет — на этот срок назначаются директора Венской оперы — он собирается каждый сезон делать собственную премьеру одной оперы Моцарта, одной оперы Вагнера и одной оперы XX-XXI веков. И «открыть театр» для разной публики, в том числе и той, которая никогда раньше в нем не была.
Важной новацией становится и появление в театре главного дирижера — или, как его называют в немецкоязычном мире, «генеральмузикдиректора». С 2014 года, когда Франц-Вельзер Мёст ушел в отставку с этого поста, Мейер единолично руководил всеми аспектами деятельности театра. Теперь швейцарский дирижер Филипп Йордан, который до недавнего времени возглавлял Венский симфонический оркестр наряду со своей работой в парижской Национальной опере, будет не только стоять за пультом в ключевых спектаклях, но и вести всю музыкальную часть, находясь в Вене, по словам Рошчича, «более половины сезона».
Как сказал сам Йордан, который участвовал в презентации по телемосту из Парижа, краеугольным камнем совместной с Рошчичем работы они выбрали создание «моцартовского ансамбля». Ожидается, что в последующие годы Барри Коски поставит на венской сцене весь «цикл Да Понте» — «Свадьбу Фигаро», «Так поступают все» и «Дон Жуана», а певцы, которые соберутся в театре уже в этом сезоне, станут в дальнейшем частью этого ансамбля.
А пока уже 7 сентября Йордан должен встать за пульт первой премьеры — «Мадам Баттерфляй» Пуччини с Асмик Григорян в главной партии в известной постановке оскароносца Энтони Мингелла, впервые появившейся в 2005 году в Английской национальной опере, а затем с успехом шедшей в Нью-Йорке. И прямо на следующий день, 8 сентября, — «Электра» Рихарда Штрауса в восстановленной режиссуре Гарри Купфера, когда за пультом будет Франц-Вельзер Мёст. Достаточно символично: спектакли уже ушедших из жизни режиссеров с двумя главными дирижерами за пультом — прошлым и нынешним. Насколько реальны такие планы в условиях продолжающихся эпидемических ограничений? Йордан говорит, что не знает, смогут ли собраться артисты, и туманно намекает на то, что у театра есть запасные планы.
Следующая премьера — 12 октября. Опера Моцарта «Похищение из Сераля», которая не шла в Вене с 2000 года, будет перенесена из Штутгарта режиссером Хансом Нойенфельсом. А 25 октября — «Евгений Онегин» Чайковского в вызвавшей когда-то бурные споры московской постановке Дмитрия Чернякова. За пультом — чешский дирижер Томаш Ханус. Онегина будет петь Андре Шуэн, Татьяну — Тамуна Гочашвили, Ленского — Богдан Волков, Ольгу — Анна Горячева.
В ноябре ожидается первая балетная премьера — балет Mahler, Liveпоставит новый руководитель Венского государственного балета Мартин Шлэпфер.
А 13 декабря — представление оперы немецкого композитора Ханса Вернера Хенце (1926-2012) по роману Юкио Мисима «Моряк, который разлюбил море» — первая из обещанных Рошчичем современных опер. В декабре же Йордан продирижирует восстановленным «Кавалером розы» Рихарда Штрауса в классической венской постановке Отто Шенка, а 24 января встанет за пульт в другом важном восстановлении — давней венской «Свадьбы Фигаро» Жана-Пьера Поннеля, возвращающейся вместо неудачной, прямо скажем, версии, шедшей здесь с 2011 года.
Анита Рачвелишвили и Чарльз Кастроново ожидаются 6 февраля в ставшей уже классикой современной оперной сцены постановке «Кармен» Бизе испанского режиссера Каликсто Биейто, пережившей 29 сцен и докатившейся теперь на своих превратившихся в штамп пошарпанных автомобилях до венской сцены. А меньше чем через месяц, 4 марта Вену ждет «Травиата» в версии талантливого молодого режиссера Саймона Стоуна, удивившего прошлым летом Зальцбург своей «Медеей». Эту «Травиату» с южноафриканской сопрано Претти Йенде в главной партии уже видел Париж минувшей осенью, а теперь копродукция Парижа и Вены должна появиться в австрийской столице, где последние годы живет Стоун.
Но главное событие ожидается в начале апреля, когда — по традиции, на Страстной седмице и в Пасху, здесь будет представлен «Парсифаль» Рихарда Вагнера. На сей раз — в новой версии Кирилла Серебренникова со звездным составом Йонас Кауфман — Людовик Тезье — Элина Гаранча. Злые языки уже успели испугаться того, что ждет публику в этой священной драме. А участники презентации Венской оперы отметили музыкальность культового режиссера, который пишет свои заметки артистам в партитуре. Характерно, что предыдущая постановка «Парсифаля» в Вене была сделана Алвисом Херманисом лишь четыре года назад и, хотя она и была раскритикована за свою поверхностность, такой скорый отказ от нее — еще один знак отрицания «эпохи Мейера» новым руководством театра.
В апреле — премьера «Фауста» Гуно в режиссуре Франка Касторфа с Бернаром де Бийи за пультом и Хуаном Диего Флоресом на сцене. В конце мая — «Коронация Поппеи» Монтеверди в постановке Яна Лауверса, памятной публике по Зальцбургскому фестивалю 2018 года. А 10 июня — новый для Вены «Макбет» Верди в цюрихской версии Барри Коски с Анной Нетребко и Лукой Сальси в главных партиях.
Свою дозу звезд театр будет исправно предлагать публике на протяжении всего сезона. Нетребко выйдет на венскую сцену еще и в «Тоске» в декабре. В январе на смену ей в этой любимой публикой опере выйдет Соня Йончева. А Йонас Кауфман, кроме «Парсифаля», ожидается еще и во французской версии «Дон Карлоса» в сентябре вместе с Ильдаром Абдразаковым и Игорем Головатенко. Другое звездное имя — Пласидо Доминго — стоит в афише сентября в «Симоне Бокканегре» вместе с Хиблой Герзмавой, а в январе — в «Набукко» Верди.
Имена видных российских певцов по-прежнему заметны в венской афише. Дмитрий Корчак несколько раз за сезон выйдет на сцену государственной оперы в «Доне Паскуале» Доницетти, в том числе вместе с Борисом Пинхасовичем, а Ирина Лунгу — в «Ромео и Джульетте» Гуно.
Новое руководство театра сильно сократило и обновило постоянную труппу театра, а также учредило молодежную программу. Из более тысячи соискателей выбрали двенадцать счастливцев, с которыми заключили контракты на два года, сообщил Рошчич. Многие привычные имена, в том числе российских артистов, исчезли из афиши. Но им на смену пришли новые, включая молодого российского баритона Сергея Кайдалова.
Отказавшись от детской сцены в подвальном театре на соседней улице, Венская опера поставит два спектакля для детей в своем знаменитом здании на Рингштрассе. Это «Севильский цирюльник для детей» на основной сцене и детская версия «Похищения из сераля» которая будет происходить в формате променада на лестнице и в разных фойе театра. Ни одна из прежних детских опер не осталась в репертуаре.
И еще одна немаловажная новация нового сезона: в программе появились дни, иногда и несколько в месяц, на которых написано «Закрыто на репетиции». При «конвейерной» работе этого оперного театра с крупнейшим в мире репертуаром, где при прежнем директорстве играли 280 спектаклей за 300 дней сезона, постоянно приходилось слышать жалобы на недостаток оркестровых и сценических репетиций. Будем считать, что эти репетиционные дни — часть установки нового руководства театра на качество.
— Мне никогда не нравилась идея оценивать такой институт, как Венская опера, по заполняемости зала, — сказал в телевизионной презентации Богдан Рошчич, заочно полемизируя со своим предшественником Мейером, который гордился тем, что зал был всегда заполнен. — Венская опера существует для того, чтобы быть великолепной, чтобы предлагать переживания абсолютно высшего уровня, которые никто больше предложить не может и без которых жизнь была бы бедной. А если вы это сделаете, то и зал у вас будет битком.
Комментарии