В Министерстве культуры прошла очередная защита кинопроектов. На этот раз команда экспертов рассматривала кино документальное в категории «спецпроекты». Поясним — защита обычных неигровых картин будет проводиться в начале осени. А «спецпроекты» — это масштабные заявки, на которые выделяется больше средств.
Общее впечатление — защита проектов неигровых картин проходит гораздо жестче, чем художественных. Скорее всего, причина в том, что кино документальное у нас не избаловано ни денежными вливаниями, ни успешным прокатом. Самые успешные неигровые картины в последние годы собирали в прокате примерно 4 миллиона рублей. Общий ряд таков: если документальный фильм собрал миллион, то такой прокат считается редким везением. Однако снять хорошую и качественную неигровую картину за миллион — дело практически невыполнимое. В среднем на один спецпроект Минкульт выделяет до восьми миллионов. Но просили по-разному: от трех до двенадцати. Причем вопросы из зала порой звучали довольно каверзные — конкуренция высока. Вела питчинг лично глава департамента кинематографии Минкульта Ольга Любимова, так что все присутствующие, включая экспертов, тут же на месте могли получить квалифицированную консультацию. Регламент строг — на каждый проект 7 минут. Всего рассматривалось 26 картин.
Иван Твердовский-старший — документалист с именем — представил фильм «Театр Валентины Токарской. История одной удивительной судьбы». Делает его студия совместно с телеканалом «Россия 1». Показали ролик — и все, больше ничего говорить на питчинге не надо было, потому что уже из него была видна уникальная работа в архивах. Авторы достали кадры, которых раньше нигде не было. А вы знали, что сценарий фильма «Цирк» был написан «на Токарскую»? Катаев, Ильф и Петров сняли свои фамилии из авторов сценария, когда узнали, что Токарская не будет играть в фильме. Любовь Орлову некоторые «люди искусства» критиковали за эту работу, сравнивая ее с Токарской. Но в фильме будет рассказано еще больше об удивительной судьбе кинозвезды, которая прошла и плен, и сталинские лагеря. При этом дожила до 90 лет и не утратила своего шарма и привлекательности.
Фильм «Звуки эпохи» расскажет зрителю о судьбе главного режиссера театра имени Вахтангова, его художественного руководителя Римаса Туминаса. Андрей Шемякин — автор сценария будущей картины — заявил: «Это фильм о том, что мир раскололся, и трещина пошла через сердце поэта». Он также пояснил, что перед создателями стоит проблема языка: «Возможен ли сегодня в уникальном мире Туминаса язык театра, который будет понят везде?»
Что отрадно, этот фильм, как и многие другие, которые представляли в ведомстве, планируется для кино-театрального проката. Например, Александр Герасимов продюсер будущей картины «Война в Китае. Операция Z» о непростых отношениях Китая и Японии, происходящих в 1937 году, сказал так: «Мы сделаем кинотеатрам интересные предложения, в том числе и финансовые, чтобы им было интересно показывать такой формат». Он добавил следующее: «Мне, как продюсеру, будет интересно заняться продвижением такого проекта». Еще бы — ведь в этой документальной картине могут быть довольно перспективные китайские партнеры. По крайней мере, заинтересованность с этой стороны уже есть.
Проект «Станиславский» вызвал на защите, пожалуй, наибольший интерес. И тем, что студия «Лендок» будет делать его в партнерстве с телевизионным гигантом HBO, и тем, что есть договоренности по международному прокату. Поразил и ролик — хроника, запечатлевшая Станиславского, последователи его актерской системы, которым нет числа, философы, рассуждающие о том, что она дала — от Дастина Хофмана и Аль Пачино до Андрея Кончаловского и Владимира Машкова. Для фильма уже отснят в Лондоне специалист, который продвигает систему Станиславского в 3D-технологиях. Музыку к этой ленте напишут вместе с российским симфоническим оркестром — одним из крупнейших в стране. Потомки Станиславского поддерживают проект и потомки американских педагогов — также: они предоставили семейную хронику и архивные материалы.
Лента «Шикарная жизнь» рассказывает о сербских мальчишках, для которых футбол стал путеводной звездой. Детство их прошло в Косово во время боевых действий. Казалось, ничего хорошего не ждет, многие родные умерли и впереди — тупик, но спустя время они эмигрировали в Германию, выучили язык, а мяч, который позволял отвлечься в разбомбленных городах, стал профессией. Сейчас этих ребят рассматривают, как будущих звезд немецкого футбола.
Молодые авторы задумали снять фильм про старость — понятным для их ровесников языком. Он называется «Все там будем». Автор сценария Евгений Григорьев сказал так: «Для меня старость — это безденежье, нет зубов, и смерть наедине с кошками — я так не хочу». В картине немолодой герой приходит в рекламное агентство, где работают возрастные модели, и жизнь его наполняется новым смыслом. «Зрители должны рассмеяться до слез», — поставили перед собой задачу авторы. Этот документальный фильм они хотят сделать как игровой — по крайней мере, эмоции он должен вызывать не меньшие.
«Человек неунывающий» — большой документальный проект Андрея Кончаловского. Мэтр сделал фильм, который будет подводить итоги его размышлениям о русском национальном характере. Но не через его монолог, а через героев, которых помогали найти всем миром — в частности, с помощью ВГТРК и сообщества документалистов. Кончаловский даже записал специальное обращение к слушателям радиостанции «Маяк» с просьбой рассказать о людях, которые делают жизнь лучше. Было получено более 2000 заявок из разных географических точек. Получилась «мозаика российских характеров» — людей, преисполненных оптимизма и надежд, тех, кто знают, что все — в их руках. «Ждать не надо», — говорит один из героев фильма.
Фильм «Ватник из кимоно» обретает новое звучание в связи с тем, что сейчас проходит перекрестный год России и Японии. Главный герой — 94-летний японский художник Киутси Набуо, который прошел через сталинские лагеря. Его сын и внучка начальника лагеря (его звали Владимир Ярошенок), в котором сидел японский пленник, проведут в фильме «мирные переговоры» и даже подпишут договор. Они вместе со съемочной группой отправятся в глухую тайгу, где располагался лагерь, совершая таким образом — путешествие в прошлое. Воспоминания зримо оживут в этой картине — вернувшись домой в 1949 году, художник создал серию рисунков о том, что с ним было. Авторы картины превратят в анимацию эти работы.
Проект #Яволонтер автора и режиссера Ольги Арлаускас планируется выпустить в Международный День волонтера 5 декабря 2018 года в кинотеатрах Москвы и более чем 100 городов России. В течение декабря картина также выйдет на одном из федеральных телеканалов. Руководитель — Никита Тихонов-Рау — режиссер и продюсер более 30 документальных фильмов и медиапроектов социальной тематики. Работа над проектом ведется с ноября 2017 года. Подготовка началась с общероссийского отбора историй — их прислали 250. Затем творческая команда приступила к съемкам и монтажу видеороликов с последующим распространением в социальных сетях. В настоящий момент ведутся финальные работы по съемкам картины и монтаж. Помимо основного фильма планируется создание фильма о фильме, участие в котором примут 44 студента-стажера из федеральных округов РФ и Москвы.
Комментарии