Главный режиссер Театра имени В.Ф. Комиссаржевской Леонид Алимов выпустил спектакль «Матренин двор» по одноименному рассказу Александра Солженицына. Премьера, которую 11 декабря сыграют в Театре имени В.Ф. Комиссаржевской, посвящается 100-летию со дня рождения великого русского писателя, философа, лауреата Нобелевской премии.
Рассказ был напечатан в журнале «Новый мир» в 1962 году, а в 1989-м — в «Огоньке». Действие происходит в 1956 году, во Владимирской области. Анна Ахматова так отзывалась о новой работе Солженицына: «Удивительная вещь… Это пострашнее «Ивана Денисовича»… Там можно все на культ личности спихнуть, а тут… Ведь у него не Матрена, а вся русская деревня под паровоз попала и вдребезги»… Лидия Чуковская писала в своем дневнике в 1962 году: «…А вдруг и Солженицына вторую вещь не напечатают? Мне она полюбилась более первой. Та ошеломляет смелостью, потрясает материалом, ну, конечно, и литературным мастерством. А «Матрена»… тут уже виден великий художник, человечный, возвращающий нам родной язык, любящий Россию, как Блоком сказано, смертельно оскорбленной любовью».
Первоначальное название рассказа — «Не стоит село без праведника». «Житие праведницы в одном действии» — так определяет жанр спектакля режиссер. В главной роли — простой деревенской женщины Матрены Васильевны Григорьевой — заслуженная артистка России Нелли Попова. «Бессребреница, чудачка, по сути — юродивая», — говорят про Матрену. Солженицын писал: «Есть такие прирожденные ангелы, праведники, мы их видели, удивлялись («чудаки»), пользовались их добром…». Читаем:
— Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, — она не скопила имущества к смерти. Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы…
— Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша.
— Послевоенная Владимирская область, мы переносим на сцену текст Солженицына, ничего не переиначиваем, — поделился режиссер Леонид Алимов. — Это ни в коем случае не «датский» спектакль к 100-летнему юбилею писателя, просто так счастливо сошлись звезды, обстоятельства, наши планы. Я давно хотел поставить «Матренин двор». Как 30 лет назад прочитал рассказ в перестроечном «Огоньке» (до сих пор помню иллюстрацию), так он меня и не отпускал…
Мне хотелось создать мир деревни — абсолютно отдельный. Уйти в другую реальность. При этом не впасть — еще на уровне сценария — в «сагу о русской деревне», тем более мы знаем такие образцы великих постановок, к каким не подтянуться. Хотелось сделать притчу, житие, сказ о Матрене. И мы придумали его при помощи сценографии, света, музыки. За что я благодарен постановочной группе. Сценографией занимался главный художник Комиссаржевки Анвар Гумаров, мой постоянный соавтор, мы вместе ставим и в «Балтийском доме», и в Китае, и здесь. Художник по костюмам — Фагиля Сельская, по свету — Денис Солнцев. Я всегда сам подбираю музыку, это настроение, нерв спектакля. Хотя наша постановка — про деревню, народных песен в ней только две — «Милосердная сестра» времен Первой мировой войны и «На мне шуба худая».
Многие удивляются, узнав, что согбенную «старуху» Матрену играет Нелли Попова, молодая, красивая актриса. В спектакле занято и старшее поколение, и молодые артисты, только что принятые в труппу. Например, роль Игнатьича в молодости, учителя, постояльца Матрены, исполняет Богдан Гудыменко, выпускник мастерской Сергея Бызгу.
— Я, конечно, была удивлена назначению меня на роль Матрены, — призналась Нелли Попова. — Режиссер хотел уйти от стереотипа: если Матрена, то дородная, здоровая русская женщина. Нет, наоборот — худая, маленькая, хрупкая, на которых и держалась вся земля наша. Матрена — это образ России, как бы это пафосно ни звучало. У нее, как и у многих в то время, нелегкая, нерадостная жизнь была. Послевоенное время: мужиков в деревне мало, вся тяжесть легла на плечи женщин. Безотказная, готовая всегда прийти на помощь, верующая по-своему в Бога, чистая душа, ничего не требующая взамен.
Актриса Светлана Слижикова играет несколько ролей.
— Режиссер выстроил характеры так: Молочница — родная такая Россия, тепло, красота, нежность. Чиновница — зло, которое привело к тому, что Россия на коленях. Сестра Матрены — я задалась, а сестра у меня блаженная, ей ничего не надо, все раздаст, — говорит актриса. — Конечно, я мечтала сыграть прозу Солженицына. Рассказ «Матренин двор» прочитала еще в юности. Простая история, казалось бы. Но какая трагическая… Так моя мама жила, и ее мама тоже. Что они видели радостного? И не любят односельчане Матрену, и топчут, сгибают, и смеются над ней. А она — как березка — гнется, а потом раз — и выпрямится. Если задуматься, это не только образ женщины, это образ России. Так трудно и так страшно — познать любовь и потерять. И нести ее в своем сердце всю жизнь… Ни мужа, ни детей. И радости никакой. Но обрела покой в душе, связь с Богом. Живет вне суеты, радуется солнышку. Необласканная, недолюбленная, а все равно несет свет и тепло. Такая она, наша женская природа. Спектакль пронзительный, своевременный, говорят нам зрители.
Фото: Игорь Руссак/РИА Новости
Эрмитажные коты станут героями спектакля «Дворцовые стражи»
Будет ли интересна постановка зрителю ХХI века, особенно юному, молодому, тронет ли его? Такой несовременный текст: «Не берет Матрена денег, работает на других бесплатно». «Ходики куплены в сельпо». «А завтрак вам приспе-ел». «Что мог я заказать к ужоткому? Все из того же, картовь или суп картонный». Бараки, Торфопродукт, собес, канцелярия…
— Нужна ли кому-то сегодня эта история? Мы тоже задавались этим вопросом. Эта история генетически в каждом из нас. В воспоминаниях о наших бабушках, прабабушках. Они — это мы, Матренин двор. Каждый вспомнит что-то свое. Я знаю, кому посвящаю этот спектакль, — говорит Нелли Попова.
Народный артист России Георгий Корольчук (Игнатьич в старости) на вопрос корреспондента «РГ»: «Думали вы, что когда-нибудь будете играть прозу Солженицына?» ответил:
— Думал. Я Солженицына читал, читаю, знаю и люблю. Невозможно было пройти мимо того, что прочитано, и вот Александр Исаевич позвал… Счастье, что это произошло. Полтора часа тишины в зале дорогого стоит. И мы, артисты, находимся внутри этого спектакля в состоянии особого, повышенного напряжения, что для театра приятно всегда. Удовольствие — находиться в этом спектакле. Так бывает не часто.
Комментарии