Каждый из концертов составлен художественным руководителем училища народным артистом СССР Борисом Акимовым таким образом, чтобы учесть все направления танца, по которым идет подготовка учеников в этой школе. А «Гжель» отличается от других московских хореографических училищ как раз тем, что помимо классического здесь имеются отделения народного и современного танца. Поэтому программа концерта под названием «Балет… Душа… Полет и Вдохновение» с участием бывших выпускников, а ныне известных артистов балетных театров России обширна и разнообразна: вариации и па-де-де из балетов Петипа, братьев Легат, Фокина, Вайнонена, Григоровича, Эйфмана, а кроме того современные и народные композиции уместились в программу из 26 номеров.
Уже второй выпуск народного отделения — это 14 девушек и юношей, пришедших в училище 5 лет тому назад и выпущенных в этом году по классу Дмитрия Толмасова. Энергия танца, лавиной захватывающая зрительный зал, всплеск эмоций, блестящая техника — все это демонстрировали и номер «Оберек» худрука театра танца Валентины Слыхановой, и завершающий первое отделение «Русский перепляс» (хореография Михаила Чернышова в редакции Дмитрия Толмасова). Блестящие перспективы у народного отделения и на следующий год: второкурсник Никита Григорьев позволяет, по крайней мере, на это надеяться. На экзамене этот необычайно одаренный юноша проделывал невероятные технически трюки и демонстрировал танец, полный русской удали и задора.
Интересно было представлено и открытое два года назад современное отделение. Хореограф и педагог Диана Шалаева показала со своими учениками первые успехи — номер «Роза. Экзюпери» и «Вокализ» на музыку Рахманинова. Но упор в концерте делался на классику, которая остается основой основ балетного образования. Pas de trois из балета «Фея кукол» братьев Легат отлично станцовано пятиклассницей Викторией Соколовой и двумя выпускниками этого года — Егором Вериным и Георгием Горбенко. Оба ученики Алексея Борзова. Особенно хорошо технически оснащен Георгий Горбенко, получивший приглашение в «Кремлевский балет».
Второй выпуск преподавателя училища Богданы Лапиной тоже довольно успешный — ее воспитанница София Метеличенко была приглашена на стажировку в молодежную программу Большого театра. На вечере способная ученица и ее партнер Даниил Гришин предстали в интересном номере Николая Андросова «Ундина», ставшего самой высокой лирической точкой первого отделения вечера. Педагоги Алексей Борзов и Богдана Лапина подобрали для своих подопечных такой материал, который смог с лучшей стороны раскрыть их незаурядные данные.
Поэкспериментировала Богдана Лапина и с амплуа своей ученицы второкурсницы Дарьи Платоновой, которая предстала на концерте воздушной и кокетливой сильфидой. Поддержал ее в этом па-де-де датского классика Августа Бурнонвиля один из самых перспективных солистов Большого театра Марк Чино. Этот же превосходный артист станцевал во втором отделении па-де-де из балета «Щелкунчик» с другой блестящей ученицей Богданы Лапиной Екатериной Клявлиной, ныне танцующей в Большом театре.
Собственно, выступление во втором отделении бывших учеников, ставших сейчас известными артистами, и стало изюминкой вечера. Среди бывших выпускников, танцевавших на концерте, особенно много было артистов Большого театра. Денис Родькин — самый успешный из них. Закончивший училище в 2009 году по классу Андрея Евдокимова он через шесть лет получил высший титул в табели о рангах артистов балетного тетра: в 2015 году стал премьером Большого театра. Вместе с прима-балериной Большого Анастасией Сташкевич бывший ученик исполнил адажио из III акта балета «Спартак», и на крошечной сцене театра «Гжель», где проходил концерт, смотрелся очень непривычно, поражая гладиаторской мощью своей фигуры, которую все же несколько скрывает гигантская сцена Большого. Миниатюрная Анастасия Сташкевич в сильных руках и уверенных акробатических поддержках танцовщика смотрелась настоящей пушинкой, а хореография Юрия Григоровича в их исполнении получала положенные ей силу и масштабность.
Другой статусный выпускник «Гжели» — Артем Лепков — представлял театр Эйфмана. Он тоже добился высшего премьерского звания в этой всемирно известной компании, а его выступление в паре с Марией Абашовой стало событием вечера. Звезды театра Эйфмана танцевали прощальный дуэт Анны и Вронского из балета «Анна Каренина», и это был тот самый случай, когда придуманной истории с играющими на сцене артистами веришь беспрекословно, погружаешься в действие, боясь шелохнуться или что-то пропустить.
Глядя на танец двух звездных танцовщиков, вспоминались их же выступления, только много лет назад, на выпускных концертах училища «Гжель». Талант Дениса Родькина в па-де-де из балета «Сильфида», которое он исполнял на своем отчетном концерте 15 лет назад, угадывался сразу. Блестящее будущее в танце у Артема Лепкова было в 2014 году менее очевидно, но все же его артистические, тогда гротесковые, способности проявились в знаменитом номере Леонида Якобсона «Деревенский Дон Жуан». На то, что он будет на сцене записным красавцем и героем, указывала и его совершенно незаурядная фактура и экстерьер, которые он продемонстрировал на отчетном концерте в 2014 году в па-де-де из баланчинских «Бриллиантов», что я и отметил в своей рецензии в «МК». Увидеть первые шаги двух этих будущих звезд на балетной сцене смог и основатель училища, а также театра «Гжель» Владимир Михайлович Захаров.
Нынешний худрук училища «Гжель» Борис Акимов, будучи режиссером концерта, решил не только показать фильм, созданный на основе архивных записей, хранящихся в училище, он написал стихи, посвященные знаменательному событию: «К вершинам танца «Гжель» ведет дорога/Дорога трудная, длиною в 20 лет…» — начиналось одно из них.
— Делая режиссуру этого спектакля и начало первого действия, я, безусловно, отдавал должное Владимиру Михайловичу Захарову, основателю училища, ведь с него все начиналось. А после фильма, когда я вышел на сцену, прочитал посвященные ему стихи. Как будто Владимир Михайлович с нами, сидит в кресле… Мне это хотелось посвятить ему, — рассказывает мне Борис Борисович после окончания вечера. — Хотелось сделать такое режиссерское сквозное действие, увязать его со стихами, чтобы получился концерт-спектакль.
И таким концерт действительно получился! Важно отметить, что авторское наследие Владимира Захарова сохраняется в училище очень бережно. В концертных программах всегда исполняются его номера. Собственно, и юбилейный концерт завершал знаменитый его номер «Россия вечная», который с блеском исполнил в честь своего основателя и многолетнего художественного руководителя Московский государственный академический театр танца «Гжель».
Комментарии