В Москве открылась выставка «Сальвадор Дали. Магическое искусство»

В Москве открылась выставка «Сальвадор Дали. Магическое искусство»

Что нового в Мадриде? — спрашивали Дали. «Веласкес в Прадо», — отвечал он. Сегодня на вопрос, что нового в Москве, можно с уверенностью ответить: «Дали в Манеже». Более 180 произведений Сальвадора Дали привез из Испании Музей Фаберже и культурно-исторический фонд «Связь времен». Основная часть работ принадлежит фонду «Гала — Сальвадор Дали» (Фигерас) и Национальному музею «Центр искусств королевы Софии» (Мадрид). Выставка «Сальвадор Дали. Магическое искусство» открывается завтра в Манеже.
Выставка «Сальвадор Дали. Магическое искусство» открылась в Манеже

Магическое искусство — это, конечно, живопись. Она, с точки зрения Дали, одна могла помочь поставленной задаче — «Победить иррациональное». Именно так называлась его статья 1935 года. В отличие от Андре Бретона и парижских сюрреалистов, делавших ставку на автоматизм бессознательного письма и рисования, великий испанец не собирался полагаться на «объективный случай». Он этот «случай» провоцирует с помощью игры. Если жизнь есть сон, а театр — это жизнь, то театр — это греза наяву. Актерами в этой грезе у Дали могут оказаться морские ежи и дохлые ослы, потекшие часы и бюст Ньютона, его жена Гала или губы голливудской актрисы… Но режиссером, дирижером и устроителем этого действия становится художник.

Вот как сам Сальвадоре Дали говорил о своем методе, который называл на ученый лад «параноидально-критическим».

Дали и натура
Излагая суть своего метода в одном из интервью 1934 года, Дали утверждает: «Я создаю все свои работы подсознательно. Я никогда не использую натурщиков и не пишу с натуры пейзажи. Все сделанное — это мое воображение. (…) Иногда мне требуется какое-то время, чтобы понять, что я создал. Все эти сцены моего воображения уходят корнями в Испанию — мою родную Каталонию, и, возможно, юг Андалузии».

Это не помешало ему в другой раз добавить: «Природа подражает художнику. Бредовый ландшафт мыса Креус изо всех сил старается походить на пейзажи Дали».

Дали и голливудская звезда
В 1934 Дали обработал фотографию голливудской кинодивы Мэй Уэст. Название «Лицо Мэй Уэст, которое можно употребить как квартиру» звучало вполне в духе сюрреализма. Но в гуаши по журнальной полосе уже просматривается «портрет интерьера»… Художник сводит ироничность трактовки кинозвезды к минимуму, «практически не искажая глаза, «достроенные» пейзажами в рамах, и превращая курносый носик в пятачок, на который водружает золотые каминные часы… Прическа вполне натуральным образом становится мягким порталом занавеси, а ключевую позицию в угадываемой анфиладе занимает пухлый рот кинодивы, подчеркнуто наивным способом преобразованный в кушетку.

Через два года «кушетка губ Мэй Уэст» превращается в реальный, хотя и сугубо выставочный объект.

Затем губы Мэй Уэст «заиграют» как ювелирное украшение от Сальвадора Дали.

В 1981 он повторит рисунок рта и носа Мэй Уэст как проект флакона для именного парфюма Дали. Высеченный из горного хрусталя флакон был предъявлен публике в музее Жакмар-Андре в Париже…

Наконец, по эскизу Дали каталонский архитектор Оскар Тусквест выстроил объемный коллаж «Комната Мэй Уэст» в Театре-Музее Дали в Фигерасе.

Дали и Дон Кихот
Дали работал над литографиями к «Дон Кихоту» в 1956-1957 годах. К проекту он подошел не только как изобретательный график, но и как опытный шоумен: весь процесс работы был превращен в театрализованное представление и тщательно задокументирован.

При огромном скоплении публики и прессы художник стрелял в литографский камень из аркебузы XV века пулями, заправленными краской; разбивал о камень начиненные тушью носорожьи рога и остовы улиток; приводил в движение особые спирали, по которым краситель стекал на печатную форму.

Эту технику он назвал «булетизмом» (от фр. boulet — ядро). Мэтр утверждал, что именно спонтанные взрывы краски определили метаморфозы Рыцаря печального образа. Впрочем, секрет скорее в сочетании «булетизма» с тщательно проработанным, почти академическим рисунком, иногда — с коллажными вкраплениями.

Дали и космонавт
Эксцентрично подошел Дали к изготовлению бронзового рельефного переплета «Апокалипсиса Святого Иоанна». В этой работе были задействованы драгоценные камни и самые обыкновенные вилки, миниатюрная скульптура и остов морского ежа, а также швейные машинки, вдавленные друг в друга с помощью парового катка. На презентацию книги художник пришел в костюме космонавта.

Дали и ангел
Представляя знакомым некую Нанси де Шарбоньер, художник с удовольствием рассказывал о ее участии в работе над иллюстрациями к Священному Писанию: «Она изображала ангела!… У Нанси такая красивая задница! Так вот, я заставил ее сесть на тушь, потом посадил на лист бумаги — у полученных отпечатков были очертания ангельских крыльев».

Дали и балет
Творческое содружество хореографа Леонида Мясина и Сальвадора Дали дало три оригинальных спектакля — «Вакханалия» (1939), «Лабиринт» (1941) и «Безумный Тристан» (1944).

Вот как пишет Мясин о работе с Дали над балетом «Лабиринт»:

«В начале 1941 года Сальвадор Дали предложил мне заняться еще одним балетом, придуманным им для меня. На этот раз его выбор пал на шубертовскую Симфонию До-мажор, на фоне которого разворачивалось бы действие модернистской версии истории Терсея и Ариадны. (…)

Дали говорил очень убедительно, и я уже полностью чувствовал себя подвластным его причудливому символизму. (…) В эпизоде, когда Тесей убивает Минотавра, Дали хотел использовать настоящую голову теленка, затем должна была следовать сцена, в которой танцоры торжественно отрезали куски от головы и ели их. Однажды вечером, после того как начались репетиции, мы с Дали поехали в такси на 6-ю авеню и стали объезжать один ресторан за другим в поисках головы теленка. Официанты были ошеломлены, но любезны. Лучшее, что они могли нам предложить, был телячий сэндвич!»

Дали и опера
В 1944 году Дали заметил: «Я давно хочу написать оперу. Мы не раз говорили об этом с моим большим другом великим поэтом Федерико Гарсиа Лоркой. Он даже чуть было не принялся за либретто. Теперь я остался один, но это ничего не меняет — оперу я сочиню. Мне осталось записать партитуру. Надо только выбрать время и засесть за нотную грамоту». Время отыскалось нескоро — за нотную грамоту Дали засел на восьмом десятке лет.

Дали о рациональности
«Я, убежденный рационалист, погружаюсь в глубины Иррационального не ради этих глубин, не ради подсознания, залюбовавшегося собой. В отличие от многих я борюсь за победу над Иррациональным».

Высказывания Сальвадора Дали взяты из сборника «Дали вблизи и вдали».

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.