В Москве объявили лауреатов XI Премии The Art Newspaper Russia

В Москве объявили лауреатов XI Премии The Art Newspaper Russia

В этом году к премиям в пяти номинациях, ставших привычными за десять лет («Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад»), впервые добавлен специальный приз.

«За блестящую реализацию беспрецедентного международного проекта» им отмечены выставки в Москве, Санкт-Петербурге, Париже, посвященные коллекционерам Сергею Щукину и Ивану Морозову, ставшие возможными благодаря сотрудничеству Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина, Государственного Эрмитажа, Фонда Louis Vuitton.

Проект впервые показал собрания Сергея Щукина, Ивана и Михаила Морозовых как целостные коллекции. Они были поделены между Государственным Эрмитажем и ГМИИ им. А.С.Пушкина после расформирования Государственного музея нового западного искусства в 1948 году.

Выставка коллекции Щукина в Париже в 2017 году стала самой посещаемой: ее посмотрели 1,2 млн. человек. Все шесть выставок в трех музеях посетило 4 569 072 человека.В номинации «Музей года» победителем стал Нижегородский государственный художественный музей — «За кардинальное обновление одного из старейших художественных музеев России, освоение новых тем и площадок».

Нижегородский художественный музей открылся в 1896 году. В 2021 году, к 800-летию Нижнего Новгорода, музей был кардинально обновлен и расширен. Сейчас он занимает три площадки: дом губернатора в кремле с экспозицией русского искусства, дом Сироткина с западным искусством и новое пространство для русского авангарда. Помимо этого музей делает выставки в восстановленном историческом Манеже в Нижегородском кремле.

«Реставрацией года» названо спасение картины Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Реставрационные работы выполнили сотрудники отдела реставрации масляной живописи XVIII — начала ХХ века Третьяковской галереи во главе с Андреем Голубейко. Им отдана премия — «за глубоко научный подход и новые технологические разработки в деле возрождения многострадального шедевра русской живописи».

После нападения на картину в 2018 году, шедевр Репина реставрировали четыре года. Чтобы восстановить полотно, в Третьяковке была создана специальная мастерская и сделан гигантский роботизированный реставрационный стол. Картина вернется в постоянную экспозицию только после того, как для нее сделают антивандальную витрину.

Лауреатом в номинации «Выставка года» стал проект «Настройки-3. Общество частных музыкальных представлений» в Дом культуры «ГЭС-2» — «за новаторский проект, предлагающий опыт синтеза классической и модернистской музыки, архитектуры и современного искусства». Этот проект создали кураторы Андрей Василенко, Андрей Паршиков, Дмитрий Ренанский, Андрей Титов-Врублевский, Екатерина Чучалина, Елена Яичникова. Архитектором была Елизавета Сазонова. Сценографом — Александр Барменков. Для выставки было выбрано семь музыкальных произведений, созданных с ХII по ХХ век. Проект объединил 31 художника и композитора.

Первый павильон выставки был посвящен Арнольду Шёнбергу, придумавшему Общество частных музыкальных представлений, чтобы добиться идеальных условий для исполнения и восприятия современной музыки. В последний павильон выставки, посвященный Рихарду Вагнеру, входить могли не больше двух человек. Это было своего рода напоминанием об опыте Людвига Баварского, который с 1872 года слушал оперы а без публики — представления в Мюнхенском национальном театре давались для единственного зрителя.

«Книгой года» стал каталог выставки Константина Мельникова, подготовленный и изданный Музеем архитектуры имени А.В. Щусева.». Музей архитектуры получил премию «за каталог выставки, который больше, чем она сама, представивший многолетний труд по изучению творчества гения архитектуры ХХ века». В каталоге «Мельников/ Melnikoff» статьи занимают почти половину увесистой книги. Треть из 12 текстов написали зарубежные авторы, что подчеркивает международную славу Мельникова. Так, Жан-Луи Коэн рассказывает о судьбе знаменитого парижского павильона, который по окончании Всемирной выставки 1925 года был подарен французской компартии, пересобран в другом месте, успел послужить художникам-сюрреалистам и был демонтирован лишь в 1945 году.

В номинации «Личный вклад» премию получила Марианна Сардарова, коллекционер, меценат, основатель Фонда содействия развитию современного искусства Ruarts и галереи Ruarts. В качестве модели для фонда Ruаrts, созданного в 2003 году, Марианна Сардарова выбрала Fondation Maeght во Франции, который объединяет выставочную деятельность, издание книг, продюсирование. За 18 лет в галерее Ruarts (создана в 2004 году) прошло более 100 персональных и групповых выставок отечественных и зарубежных художников разных поколений

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.