В Минске прошел Рождественский оперный фестиваль

В Минске прошел Рождественский оперный фестиваль

Уже в одиннадцатый раз в Большом театре Беларуси в Минске прошел Международный Рождественский оперный форум. На открытии его состоялась премьера «Самсона и Далилы» Сен-Санса в постановке Оксаны Волковой, а в финале прошел гала-концерт звезд мировой оперы с итальянским дирижером Джанлуки Марчиано.

Фестиваль возобновился после вынужденной паузы, возникшей в прошлом году из-за ограничений. По этой же причине с 2018 года не проводился и международный вокальный конкурс, который теперь состоится в Минске в следующем году. Премьера фестиваля «Самсон и Далила» Сен-Санса стала вторым режиссерским проектом солистки Большого театра Беларуси Оксаны Волковой, которая работала над постановкой в сотрудничестве с художником Этель Иошпой и дирижером Олегом Лесуном. Причем Оксана Волкова рискнула совместить роли режиссера и исполнительницы титульной партии. По ее признанию, она была готова отказаться от выступления на премьере из-за физическо-эмоциональной перегрузки и уступить место коллегам, но в Минск съехалось слишком много желающих услышать ее в партии Далилы. Спектакль, визуально решенный с использованием мотивов живописи Климта и модернистской эстетики рубежа веков, продемонстрировал качество исполнительских и технических ресурсов театра, конкурентоспособность с оперными компаниями Европы. Партию Самсона на фестивале исполнил один из ярких лирико-драматических российских теноров Иван Гынгазов.

Еще одной работой Оксаны Волковой на этом фестивале стала одноактная опера «Виллисы» Пуччини, первый шедевр композитора, все еще остающийся репертуарным раритетом в тени «Турандот» и «Тоски». В красивейшей партитуре «Виллис», появившейся не без влияния знаменитого балета «Жизель», еще слышны связи с Верди, но уже отчетливо формируется гармоническая роскошь стиля будущих «Манон Леско» и «Мадам Баттерфляй». Созданный как дипломный спектакль в том же творческом союзе с художницей Этель Иошпа, спектакль произвел впечатление многомерностью найденного символа — бабочки. Вдохновившись крылышками виллис — фантастических существ, призраков невест, умерших до свадьбы, постановщики предложили взглянуть на хрупкость красоты женского века сквозь призму жизненного цикла бабочки. В главных партиях «Виллис» под управлением дирижера-постановщика Ивана Костяхина выступили выдающееся сопрано Анастасия Москвина (Анна) и лирический тенор Александр Михнюк, покоривший идеальной ровностью голосоведения.

Между спектаклями на форуме состоялся и сольный концерт мировой оперной звезды Екатерины Семенчук, уроженки Минска, поющей сегодня на сценах лучших оперных театров мира. После концерта певица дала мастер-класс, в котором строго разбиралась с большими проблемами вокальной педагогики.

Достижением и эмблемой фестиваля без преувеличения можно назвать оперу «Дикая охота короля Стаха» белорусского композитора Владимира Солтана. Сохранив название повести Владимира Короткевича и одноименного популярного фильма режиссера Валерия Рубинчика, этот оперный спектакль, исполняющийся на белорусском языке, является событием национальной культуры. Написанная в 1989 году, первая из трех опер безвременно ушедшего Владимира Солтана, «Дикая охота» стала одним из ярких образцов большого оперного стиля. В ней нет и тени эпигонства, но есть тонкая апологетика стилей Прокофьева, Шостаковича и особенно Мусоргского. Все легендарные мотивы в опере Солтана, словно нити ткущегося орнамента, продолжали то рассказ Самозванца, то повествование Пимена, то историю об убиенном младенце в причудливом, искусном индивидуальном воплощении. Ощущение мистического саспенса не покидало с первой до последней ноты, обнаруживая тщательный отбор средств выражения. В историю о разбойной банде, действовавшей под прикрытием красивой, приводящей в трепет древней легенды, композитор ввел и мотивы святочных гуляний, и гротескное изображение бывшей шляхты — в духе аллюзий Шнитке, и доводящий до дрожи манящий звон музыкальной шкатулки, открывавшей двери в прошлое. Чуткость композитора к слову повести отразилось в деликатной ненагруженности оркестровой фактуры, тонкой инкрустации вокальной строки, удобной для певцов, в непрерывающейся нити музыкально-поэтического оперного дискурса. Дирижер Андрей Иванов создавал суггестивную интерпретацию, державшую в напряжении весь зал. Режиссер Анна Моторная (чья постановка «Фауста» Гуно также была в афише фестиваля) покорила своим владением пространством большой оперной партитуры, которой она сумела найти соразмерный масштаб на сцене Большого театра. Завораживающая эстетика кино-павильона (художник-постановщик Андрей Меранков) в сценографии делала из оперы на тему острого противостояния исторического прошлого и настоящего белорусских земель настоящий блокбастер.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.