Вот уже месяц столичные театры закрыты на карантин, но их жизнь не закончилась.
Москвичи теперь с удовольствием смотрят спектакли в Сети, задают любимым актерам вопросы в Instagram, а театральные страницы в соцсетях собирают куда больше зрителей, чем способен вместить самый большой зал. Какие еще коррективы внесла пандемия в театральную жизнь?
На сайтах театров — объявления об отмене или переносе спектаклей, инструкции по возврату денег за билеты и пустые афиши. К примеру, сайт Театра имени Евгения Вахтангова сообщает, что спектакли с 11 по 30 апреля перенесены уже на осень.
Директор театра Кирилл Крок рассказал, что, как только режим самоизоляции снимут, у них начнется составление нового репертуара на сентябрь с учетом перенесенных спектаклей. «Идти на спектакль в сентябре или вернуть деньги за не увиденный в свое время спектакль — решат сами зрители — рассказывает он «РГ». — Увидеть наши постановки сейчас все желающие могут онлайн — на сайте опубликовано расписание бесплатных трансляций».
Крок признается, что спектакли набирают тысячи просмотров, но говорит об этом без большого энтузиазма. «Театр — это искусство, которое здесь и сейчас, это обмен эмоциями и энергией, которые перевести в онлайн невозможно», — подчеркивает он. Это же касается и репетиций — в стенах театра их сейчас не проводят, а онлайн идут занятия по сценической речи и движениям, актерские тренинги, но заменить всю реальную работу интернет не может. Потери от уже отмененных спектаклей Крок оценивает в 40-45 млн рублей, но зарплаты артисты и персонал получают в полном размере.
Премьеру «Снегурочки» Театру на Таганке пришлось провести онлайн. Фото: Михаил Джапаридзе / ТАСС
Похожая ситуация и в Театре на Таганке. Его директор Ирина Апексимова объяснила «РГ», что для онлайн-трансляций здесь отобрали лишь спектакли, снятые на несколько камер и подходящие для просмотра с экрана. «Мы покадрово выстраивали партитуры трансляций и получили в ответ благодарную публику, — делится она. — 2 апреля показали нашу недавнюю премьеру и главный зрительский хит — спектакль Юрия Муравицкого «Ле Тартюф. Комедия» по пьесе Мольера. Трансляцию посмотрел целый Олимпийский комплекс — 55 тысяч уникальных пользователей».
А в «Современнике» на днях даже отметили на удаленке 64-й день рождения театра — труппа и сотрудники встретились онлайн и поздравили друг друга. В последнее время в Сеть они выходят все чаще, поскольку театр запустил сразу несколько сетевых проектов. В честь праздничной даты стартовал своеобразный видеосериал «Снова оттепель. Поэзия времени». Он состоит из более чем сотни видео, записанных артистами «Современника» дома. Можно услышать стихи и прозу легендарного для страны времени.
Так в «Современнике» отметили день рождения театра — встреча с труппой прошла на удаленке. Фото: РИА Новости www.ria.ru
Еще один онлайн-проект «Современник» запустил 18 марта — через два дня после того, как на Чистых прудах сыграли последний спектакль перед уходом по домам. Название у него актуальное, антивирусное — «Доктор Чехов». «С тех пор каждый вечер ровно в 19.00 — время начала спектаклей — появляется новая запись, сделанная артистами дома, — рассказали «РГ» в театре. — Короткие рассказы А.П. Чехова уже прочли Марина Неелова, Алена Бабенко, Сергей Гармаш и другие артисты театра».
А вот театр Олега Табакова в онлайн вышел менее масштабно — художественный руководитель Владимир Машков объяснил это необходимостью решить вопрос с авторскими правами, а также подчеркнул, что театр рассчитан на живого зрителя и видео не заменит настоящего спектакля. При этом работа над постановками продолжается, пусть и удаленно. «В июне у нас должна быть премьера спектакля «И никого не стало» по пьесе Агаты Кристи, актеры работают над ней с помощью персональных заданий и видеозаписи репетиций, — рассказывает руководитель пресс-службы «Табакерки» Ольга Андрейкина. — Но связь со зрителем мы не теряем, наоборот, артисты знакомятся с ними ближе. Поклонники могут присылать нам на электронную почту вопросы, а актеры на них отвечают — видео публикуются в наших соцсетях. Интерес к ним большой».
Прямая речь
Александр Кибовский, руководитель департамента культуры Москвы:
За последние годы правительством Москвы были приняты решения, которые, по сути, сформировали «подушку безопасности» для наших театров и обеспечили устойчивость их работы в любых условиях. К примеру, решением мэра с этого года бюджетное финансирование театров увеличено на 440 млн рублей. Соответствующие лимиты доведены до каждого учреждения. Общее же финансирование московских театров за последние 5 лет выросло в 1,5 раза.
Комментарии