Новинки западного кино могут легально вернуться на экраны российских кинотеатров. В Госдуме обсуждают законопроект, который позволит законно показывать фильмы из недружественных стран. «В этом году пора ставить точку в спорах о механизме принудительного лицензирования западных фильмов», – заявил парламентарий Антон Горелкин, решивший разом избавиться от полулегальной практики «предсеансного обслуживания». Однако новый закон не решит поставленных проблем – уверенность в этом выразил в беседе с «МК» заслуженный деятель искусств РФ, кинорежиссер, актер, продюсер и сценарист Аким Салбиев.
– Я удивлен предложению парламентария Горелкина о таком свободном показе, без лицензирования. Я скажу прямо: это все равно пиратство, это как украсть и надеть чужое. Мне кажется, и в парламенте, и в министерстве культуры надо думать о своем кинематографе. Мы страна с многовековой историей. У нас такое количество настоящих писателей остались вне российского и советского кинематографа. Даже 10% произведений выдающихся наших писателей, а это и Астафьев, Абрамов, Трифонов, Тендряков, Распутин, Белов, Шукшин, Проскурин и многие-многие, не экранизировано, и не поставлено по мотивам их произведениям новое кино. Российское кино поднимается: мы видим и «Холоп», и «Богатырь», и «Чебурашка». Так зачем нам смотреть на фильмы недружественных стран – ничего нового там не будет. Жизнь очень проста. Существует только любовь, ненависть, прощение и принятие – это все, ради чего кино и делается. В их киноиндустрии нет ни покаяния, ни посланческих фильмов, поэтому я резко отрицательно отношусь к такому интеллектуальному рэкету.
– Кстати, законопроект о принудительном лицензировании зарубежных фильмов уже вносили в прошлом году. Он вызвал критику со стороны представителей отрасли. Депутат Горелкин заявил, что в новом документе их опасения будут учтены…
– Чтобы российский кинематограф стал сильным и конкурентоспособным, департамент кинематографии не должен быть в структуре министерства культуры. Должен быть государственный комитет по кинематографии, как это было в советские времена. И при этом комитете была главная сценарно-редакционная коллегия – это большой коллектив был – 30-40 человек. Они отбирали сценарии, которые считали важными для запуска, и давали их студиям.
– А сейчас что у нас происходит?
– И в департамент кинематографии Минкульта и в Фонд кино люди подают свои проекты, собирают макулатуру – огромное количество бумаг, документов, сценариев, и все это ждут месяцами. А этот фонд и департамент продвигают своих. Поэтому из 150 фильмов зритель видит только 20-30 фильмов, а остальные сдаются в Госфильмофонд. Вот с чего надо начинать!
Ведь кинематограф по доходам был на третьем месте после табака, алкоголя, и никто не хочет на съездах кино об этом говорить. Пока не будет создан Госкино Росии, ничего у нас не будет, потому что работа этих фондов и департамента непрозрачна. Хотя они какие-то питчинги проводят, защиты, но все равно у них есть список, кого хотят запустить по тем или иным причинам. Об этом еще говорил Сергей Александрович Соловьев. Почему столько лет не снимает, например, Вадим Абдрашитов? Потому что он не хочет играть в эти нечестные игры.
Комментарии