Пришедший в труппу «Ленкома» сразу после окончания Щуки Андрей Соколов задумывал поставить пьесу Андрея Яхонтова «ЛюБоль» более десяти лет назад. Кстати, как режиссер Соколов с Яхонтовым уже работал — перенес на сцену «Койку» в театре «Монолог XXI век» в 1999 году.
«ЛюБоль» — история о том, почему от любви не всегда растут крылья, могла произойти в любое время. Потому на сцене приметы разных эпох: на стене телефон из советской будки, а герои держат мобильники, увесистые, как те, что были на заре 2000-х. А еще эта история могла произойти практически с каждым. Потому все персонажи без имен: Он (Иван Агапов), Она (специально приглашенная на эту роль в «Ленком» актриса Театра имени Моссовета Екатерина Гусева), Подруга (Светлана Илюхина), Друг (Андрей Соколов, в другом составе Евгений Герасимов).
Амплуа героя-любовника закрепилось за Андреем Соколовым со времен культовой «Маленькой Веры». Друг в исполнении Соколова в «ЛюБоли» — азартный повеса, коллекционирующий подружек. «Большое облегчение, что есть дача, — рассуждает Друг. — Куда можно время от времени линять. Но когда жена туда заявляется… Главная проблема — чтоб не нашла чужих вещей. Эти бабы вечно норовят что-нибудь забыть». Он выбрасывает забытые любовницами вещи, а потом корит их за рассеянность…
Подруга-пустышка — почти карнавальный образ: примеряет новых любовников как наряд — француз, англичанин, австриец пополняют ее донжуанский список. Кстати, героиня Светланы Илюхиной примерила на себя 16 образов — не случившейся жены, проводницы, продавщицы, врача, обманутой матери семейства.
Пространство сцены минималистично и быстро превращается то в купе поезда, то в сад с качелями, то в баню (куда же еще пойти мужской компанией), то в кухню, то пляж…
«Кармен» Богомолова привезли на «Золотую маску»
Раз — и два друга оказываются в своей юности: подростки с патлами и в брюках клеш — только не хватает гитары, чтобы дополнить образ («помолодевшие» герои, будто сошедшие со страниц «Сказки о потерянном времени», предсказуемо вызывают смех у публики). Друзья обманывают девчушку в больших очках, которая ищет юридическую академию, чтобы подать туда документы (и это тоже Она в исполнении Екатерины Гусевой).
Два — и повзрослевшая Она, сохранившая веру в человечество, прогуливаясь под дождем, вспоминает, как она любила, терпела измены, ждала, что третий брак будет счастливым. А Он? Он — послушный участник шабашей, боящийся боли, без которой любви не бывает.
Гротескное преувеличение пороков и добродетелей объединяется в «ЛюБоли» в многослойный трагифарс
Первая премьера сезона в «Ленкоме» получилась ровной, почти старомодной: в спектакле нет стеба, шокирующих ходов, но есть текст пьесы Яхонтова — автора безжалостного, ироничного (недаром его главная книга называется «Теория глупости, или Учебник жизни для дураков»), но исцеляющего своей пусть и не всегда доброй иронией. А еще это один из самых музыкальных спектаклей «Ленкома» — Андрей Батурин написал для постановки 96 оригинальных треков. Бытовое и возвышенное, черное и серое, гротескное преувеличение пороков и добродетелей объединяется в «ЛюБоли» в многослойный трагифарс, который оказывается размышлением о том, что человек сам виноват в своем несчастье.
Зато в финале забрезжит надежда, почти неуловимая, как та рыбка, которую Он и Она когда-то выпустили в море из аквариума в ресторане, вместо того чтобы превратить ее в кулинарный шедевр.
Комментарии