Народная артистка России Татьяна Пилецкая более 70 лет на наших экранах.

Народная артистка России Татьяна Пилецкая более 70 лет на наших экранах.

Кинозвездой ее сделали фильмы «Разные судьбы», «Дело № 306», «Пирогов», «Княжна Мери», «Мать», «Невеста», «Прощание с Петербургом», «Сильва» и многие другие. В Петербурге в Александровском парке напротив Театра «Балтийский дом» на аллее звезд есть именное кресло актрисы, на котором написано: «У всех судьбы разные…». В этом театре (прежде назывался Ленинградским театром имени Ленинского комсомола) она служит свыше 50 лет. Сама актриса — легенда. Художник Кузьма Петров-Водкин был ее крестным, и в балет девочку отдали именно по его совету. Ее кинокарьера началась, как она считает, с легкой руки Александра Вертинского…

Недавно актриса снялась в нескольких картинах, а сейчас репетирует главную роль в своем родном «Балтдоме».

Татьяна Львовна, сниматься в кино не прекращаете?

Татьяна Пилецкая: Смеюсь: эх, лет 30 назад такую бы востребованность, как у меня сейчас! Я с удовольствием принимаю предложения. За полгода снялась в трех фильмах. В Москву съездила к Ренате Литвиновой. Она сделала четырехсерийную картину «Северный ветер» по своей пьесе (режиссерский дебют Литвиновой в МХТ им. Чехова. — «РГ»). Рената играет в фильме мою дочь. Это сказочная фантазия. Каждый год родственники моей героини собираются, устраивают ей — самой старшей в семейном клане — новогодний праздник, дарят подарки. Привели, например, живого оленя. Он такой перепуганный, глаза вытаращены! Я его погладила на съемках — шерстка жесткая-жесткая! Потом меня пригласил режиссер Дмитрий Сорокин — в четырехсерийный фильм «Скоро будет счастье». Роль — бывшая балерина. Монологи колоссальные! Снимали в квартире на Васильевском острове. А еще снялась в «Па-де-де». Режиссер фильма Валентина Коровникова — актриса нашего театра «Балтийский дом», она сама написала сценарий и предложила мне роль.

Хотя она дебютант в кино. И это всего лишь короткометражка. О большом гонораре речь тоже не идет — вы все же согласились?

Татьяна Пилецкая: Да о чем вы, какой гонорар? Я знаю Валечку как актрису уже столько лет, мы вместе играем в спектаклях «Деревья умирают стоя», «Ма-Мурэ». И вот смотрю на нее на съемочной площадке — совершенно другой человек! Руководит процессом — и так точно, четко. Я с удовольствием снималась — ребята замечательные! Егор Лесников, актер нашего театра, мой партнер в спектакле «Ма-Мурэ», он сын актеров Дарьи Юргенс и Евгения Дятлова. Прекрасный парень, два года как пришел в наш театр, и у него премьера за премьерой. Настоящий герой по амплуа! В фильме мы с ним танцуем. А сейчас в театре мы с его мамой репетируем новый спектакль, где она играет мою дочь. Еще один актер нашего театра — Анатолий Дубанов — сыграл в фильме балетмейстера.

Снова фильм про балет? Помню, как был популярен телесериал «Вербное воскресенье» Антона Сиверса, где вы играли выдающуюся балерину и педагога Павлу Кирилловну Головину.

Татьяна Пилецкая: Да, «Вербное воскресенье» часто показывают. И вот опять моя героиня — бывшая прима-балерина. Она готовит молодую пару к конкурсу, а у них возникли чувства, я злюсь, возмущена, что они отвлекаются: «Вам что важнее — танцевать или любить друг друга?» Но конкурс ребята все-таки выигрывают!

Я смеюсь: ну дайте мне другую профессию!

Интересно, что вы начали свою кинокарьеру на «Ленфильме» с картины «Солистка балета».

Татьяна Пилецкая: Когда говорю, что впервые пришла на «Ленфильм» в 1946 году, у всех глаза округляются! Но в «Солистке балета» у меня даже не роль, а просто крупный план. Как попала в кино? Художник Петров-Водкин, мой крестный, жил на Кировском проспекте, наши семьи дружили, и там же жил режиссер Александр Ивановский. Уже после войны Александр Викторович, увидев меня в доме Кузьмы Сергеевича, сказал: «Тата, будешь у меня сниматься». И я в «Солистке балета» изображала зрительницу, которая смотрит на сцену. Когда фильм вышел, я побежала в кинотеатр, и, увидев себя на экране, пришла в ужас — так не понравилась себе! Помню, как плакала, а мама утешала меня. Это было мое первое знакомство с кинематографом.

В том фильме снималась великая Галина Уланова.

Татьяна Пилецкая: Да, но Галину Сергеевну я узнала еще когда училась в Ленинградском хореографическом училище (теперь — Академия Русского балета имени Вагановой. — «РГ») — она была в комиссии на вступительных экзаменах. Ее мама — Мария Федоровна Романова, балерина, педагог, преподавала у нас.

Сейчас во время съемок «Скоро будет счастье» меня привезли в наше училище. Сердце замерло, когда я вошла туда! Пошла наверх — в класс, где мы занимались. Потом были съемки на малой сцене. Там когда-то был драмкружок, и я еще маленькой девочкой играла в спектаклях «Снежная королева» и «Голубое и розовое». Воспоминания нахлынули, слез не сдержать… Обстановка другая, всюду теперь ковры. «А как раньше было?» — расспрашивали меня. После эвакуации мы жили в общежитии за этой дверью. Здесь занимались. Висят фотографии — и я нашла среди них себя на уроке!

Сейчас у вас в «Балтдоме» четыре спектакля. Плюс один на стороне — комедия «Баба Шанель» по пьесе Николая Коляды, которая идет в театре имени Андрея Миронова уже пять лет. Это немало.

Татьяна Пилецкая: И к Новому году готовим в «Балтийском доме» премьеру — водевиль по пьесе Надежды Птушкиной. Название «Пока она умирала» я попросила изменить. Репетирую с радостью. Там такие смешные повороты! У меня очень много сцен и текста, причем не больших монологов — их-то как раз можно выучить, а вот когда маленькие фразочки тык, тык, там, тут — сложнее…Уже третий спектакль вместе с режиссером Юрием Цуркану делаем. Когда режиссера знаешь, веришь ему — это просто счастье.

Характер у моей героини не такой, как у меня. Она мягкая, покладистая, неделовая, всему верит. Может быть, немного эгоистка. Желает счастья дочери, старой деве, и когда появляется мужчина — вне себя от восторга. Неужели это произошло?! Даже встает на ноги со своего кресла, поет! Прошу только, чтобы она не была блаженной…

У вас вышло уже несколько книг. Сейчас пишете что-то?

Татьяна Пилецкая: В издательстве «АСТ» в этом году вышла моя пятая книга — «Навстречу ветру». Готовлю сборник — около ста стихотворений, оформлять книгу будет моя внучка Лиза Пилецкая, художник, она работает в Русском музее уже 20 лет. Пишет картины — у нее много интересных работ.

Еще я написала сценарий для короткометражного фильма «Пантомима — любовь моя» о моем Боре (заслуженный артист России Борис Агешин, классик российской пантомимы, первый профессиональный мим в стране, в 2018 году ушел из жизни. — «РГ»).

Недавно вы получили на кинофестивале «Киношок» в Анапе приз «Госпожа удача» имени Павла Луспекаева с формулировкой «за мужество и достоинство в профессии».

Татьяна Пилецкая: Да, «сбегала» в Анапу на два дня, пока была пауза в театре. Смотрите, какая тяжелая (в прямом смысле слова) и красивая статуэтка! Когда-то мы с Луспекаевым снимались в фильме «Кандидат партии» у нашего ленинградского режиссера Александра Белинского, и, конечно, я знала его по спектаклям БДТ, где Луспекаев работал.

Вообще жизнь бурлит. Очень много интервью — то один телеканал просит, то другой. Господи, говорю, где же вы были раньше, лет 10 назад? Почему теперь вдруг такой интерес? Потому что мне исполнилось 90 лет? И премии пошли чередой, только успеваю получать…

Удача от вас в жизни не отворачивалась?

Татьяна Пилецкая: Были разные моменты. У меня есть стихотворение: «Но жизнь актера так неровна и так зависима порой. То за труды тебе корону, а то забвенье и простой».

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.