В афишу Театра Бориса Эйфмана возвращается «Красная Жизель» – балет о трагической жизни балерины Ольги Спесивцевой. Впервые Эйфман поставил этот спектакль в середине 90-х. С тех пор он сам и его труппа ушли далеко вперед. И не «воспользоваться плодами этой колоссальной эволюции», по собственному признанию хореографа, означало бы непростительную творческую расточительность. И как всегда у Эйфмана, в новой редакции старого материала – стремление сделать его живым и адекватным времени.
Обожаемый во всем мире балет «Красная Жизель» зазвучал по-новому и смотрится по-другому. Эйфману удалось опять столкнуть два времени. Даже костюмы перешивали заново. Все триста комплектов – только из самых современных материалов.
Начало эпохи Возрождения для спектакля-легенды пошло отсюда, с репетиционных залов ДК имени Ленсовета. День рождения отметят уже на следующей неделе долгожданными премьерами в Александринском театре.
Спасти спектакль от забвения помог проверенный Борисом Эйфманом его фирменный прием – соединить несоединимое. И фокус удался! Чайковский, Бизе и Шнитке зазвучали по-другому, и сценическая магия усилилась.
«Я увидел, что он не соответствует сегодняшнему и техническому уровню наших артистов, и технологическому уровню нашей сценической техники – мы далеко ушли вперед», – прокомментировал Борис Эйфман.
Олег Габышев – один из тех, кому повезло играть ещё в той, первой «Красной Жизели». Балетный шедевр уже семь лет как вычеркнут из афиш. Актер признается, во время работы над обновленной версией ему приходилось долго привыкать к неожиданным идеям маэстро.
«Сначала были даже попытки сопротивления – предложить старые переходы, поддержки. Борис Яковлевич это на корню пресекал и всегда говорил: давайте делать что-то новое», – рассказал Олег Габышев.
За хаотичными движениями Эйфман искусно скрывает самую настоящую драму. Этот сценарий он написал 18 лет назад, потрясенный судьбой величайшей русской балерины. Ольга Спесивцева блистала на театральных подмостках в начале ХХ столетия. Обласканная поклонниками, ей рукоплескал весь мир. Попав в водоворот революционных событий, привыкшая к славе первая прима-балерина Мариинского театра вынуждена иммигрировать во Францию. После череды личных драм, потрясений, и безумного одиночества Спесивцева 20 лет провела в психиатрических клиниках. Умерла она в доме престарелых под Нью-Йорком. Борис Эйфман признается, обновленная «Красная Жизель» – это не столько желание рассказать о судьбе гениальной русской балерины, сколько попытка обобщить судьбы многих талантов, беззащитных перед обстоятельствами.
«Со Спесивцевой нас связывает только, наверное, мучительный труд балета, эта каторга в цветах. И партия Жизели – я не знаю балерины, которая не хотела бы её станцевать», – уверена солистка Мария Абашова.
Роль Жизели, а точнее балерины Ольги Спесивцевой, Мария Абашова исполняет впервые в жизни. И пытается философски осмыслить свою партию. «Красная Жизель» Бориса Эйфмана разительно отличается от классического варианта.
«Ее мужские персонажи были локальными, они лишь выявляли главный образ героини, – отметил Борис Эйфман. – А сейчас эти герои, скажем так, обрели какой-то личностный смысл».
В преддверии премьеры в театре Бориса Эйфмана из разных уголков планеты приходят телеграммы с приглашениями на гастроли. Российские и зарубежные зрители с нетерпением ждут 21 сентября, когда маэстро представит обновленную версию легендарного балета.
Комментарии