В Москве на Биеннале театрального искусства проходит IV фестиваль «Уроки режиссуры». В его рамках совместно с Музеем Бахрушина представлена большая образовательная программа «Мастерская» — выставки, презентации книг, в том числе и новых пополнений «Библиотеки театрального искусства», лекции и мастер-классы ведущих деятелей российской сцены. В ближайшие декабрьские дни своим опытом сценического прочтения «Вишневого сада» поделятся Рената Литвинова и Адольф Шапиро, в «Кабинет директора театра» пригласит Кирилл Крок, метафизику Чехова исследует Дмитрий Крымов, «Игру в классики» предложит Александр Филиппенко.
Директор Театрального музея им. А.А. Бахрушина Дмитрий Родионов рассказал о том, какие «Уроки режиссуры» готовят в декабре.
Музей Бахрушина четвертый год сотрудничает с Биеннале театрального искусства. Что дает музею его участие в театральном смотре? Или грубее — каков ваш интерес?
Дмитрий Родионов: Во-первых, нам, продолжателям подвижнического дела Алексея Бахрушина, близок собирающий пафос организаторов Биеннале театрального искусства. Чехов утверждал: люди подвига, подвижники нужны как солнце. Подвижники соединяют единым мостом культуру прошлого и настоящего, созидают пространство единой духовности людей и народов. Сегодня, когда современный театр находится в кольце внешних искушений успехом, изменяющих его предназначение служить развитию человеческой души и воспитанию чувства красоты, только подлинное искусство театра может дать нравственные ориентиры человеку думающему и чувствующему, встать на пути агрессии и невежества, какими бы сладкими и невинными наклейками они ни прикрывались. Биеннале театрального искусства соединяет два фестиваля — «Видеть музыку» и «Уроки режиссуры». В него обязательной и необходимой частью входит большая образовательная программа. Выставочная программа. Книжная ярмарка, презентации новых книг. Соединение музыки, драмы, литературы, изобразительного искусства — все это помогает создать принципиально новую художественную среду. И это вторая причина нашего сотрудничества.
В этом году Биеннале театрального искусства проходит в условиях пандемии. Что пришлось отменить? Чем пожертвовать?
Дмитрий Родионов: К большому сожалению, 2020 год войдет в историю как год ковида. А ведь это год 160-летия со дня рождения Антона Павловича Чехова — русского гения с мировой душой — и он задернут покрывалом коронавирусной пандемии. Мир застыл в напряженном ожидании будущего. Каким оно будет? Что принесет? Что будет с людьми? Сможем ли мы измениться, чтобы начать новую жизнь? Об этом стремлении к новой жизни, страданиях от невозможности изменить себя, надеждах и вере, что это возможно, любви и одиночестве, о счастье — все пьесы Чехова. К юбилею писателя и драматурга фестиваль «Уроки режиссуры» и Бахрушинский музей подготовили выставку «Власть сада», которая прошла с большим успехом и завершилась как раз накануне нового этапа ограничений из-за коронавируса. Открывшаяся в сентябре выставка «Алексей Бахрушин. Взгляд в будущее» к 155-летию со дня рождения основателя первого в России театрального музея сейчас временно закрыта, но продолжит свою работу, как только будет послабление со стороны Роспотребнадзора.
Фестиваль документального кино «Россия» умножил число зрителей
Имя Чехова постоянно звучит на фестивале. Большинство лекций и мастер-классов посвящено именно ему. Каждый год, а нынешний не исключение, «Уроки режиссуры» представляют самый широкий спектр образовательных программ. Лекции и мастер-классы проходят на площадке Бахрушинского музея (постоянного партнера фестиваля). К сожалению, после указа мэра все встречи перешли в онлайн-формат. В «Мастерской» в этом году выступают Елена Стрельцова, Татьяна Москвина, Аркадий Кац, Георгий Исаакян, Кирилл Крок, Борис Любимов, Вадим Щербаков, Анастасия Светлова и Евгений Марчелли, Рената Литвинова и Адольф Шапиро, Дмитрий Крымов и Дмитрий Быков, Евгений Князев и Александр Журавский, Александр Филиппенко. И лекции и мастер-классы идут в прямой трансляции из Граненой гостиной музея, их можно увидеть и в записи, так же как и записи предыдущих фестивалей.
Образовательную программу можно перенести в онлайн. Но что делать с конкурсной программой? Как противостоять предложенным временем обстоятельствам?
Дмитрий Родионов: По моим наблюдениям, пока фестиваль противостоит коронавирусной стихии вполне успешно. И выполняет все свои обязательства. Конечно, с соблюдением всех ограничений по пребыванию зрителей в театрах, артисты перед выездом или вылетом в Москву сдают соответствующие анализы, делают срочные вводы в случае заболевания товарищей. Для коллективов — участников фестиваля из Петербурга, Бийска, Красноярска, Воронежа, Минусинска, Перми, Екатеринбурга — это обязательная процедура, но никто не отказывается и не отменяет своего участия. И это показательно. В чем притягательность фестиваля «Уроки режиссуры» для самих театров? В нашей стране фестивалей великое множество, больших и маленьких, со сложившейся репутацией и молодых. В чем притягательность для зрителей, понятно, ведь показываются постановки мастеров режиссуры современного театра, а это Сергей Бобровский, Алексей Бородин, Юрий Бутусов, Михаил Бычков, Сергей Женовач, Евгений Каменькович, Дмитрий Крымов, Владимир Мирзоев, Алексей Песегов, Олег Рыбкин, Иван Поповски, Семен Спивак, Сергей Федотов… Такая мощная представительность и цельность отбора уникальны.
Как бы вы сформулировали главную идею фестиваля? Что отличает его от всех остальных?
Дмитрий Родионов: Главную идею фестиваля сразу поддержал Александр Калягин, сказавший, что «Уроки профессии», «уроки мастерства», «уроки жизни в искусстве» — они необходимы нам всем на самых разных этапах и поворотах профессионального пути. Но особенно необходимы в эпоху катаклизмов, разломов, кризисов. Профессиональная солидарность, человеческая помощь и поддержка — и со стороны старших, и со стороны младших, — именно они являются залогом развития сценического искусства». Именно поэтому так важно для театров это участие.
Фестиваль «Уроки режиссуры» уверенно и интеллигентно решает одну из самых актуальных сегодня задач — поддержку режиссерского репертуарного театра, сохранения его высоких гуманитарных традиций, преемственности и связи поколений. Можно говорить о важности этих задач, а можно делать конкретные шаги в этом направлении. «Уроки режиссуры» это делают.
Одним из плодотворных инструментов здесь является конкурсная составляющая, принцип которой сам по себе является одновременно и простым по своей идее, и исключительным по своему характеру: в четные годы на фестивале спектакли представляет старшее режиссерское поколение, а жюри из молодых режиссеров определяет лауреата, в нечетные годы все наоборот — молодые показывают свои спектакли, а старшие определяют лучших. При этом лучшие получают премиальные средства на постановку нового спектакля. В этом году в жюри — молодые, конкурсанты фестиваля 2017 и 2019 годов — Уланбек Баялиев, Марфа Горвиц, Алексей Ермилышев, Федор Малышев, Егор Перегудов, Александр Хухлин, Анатолий Шульев, Грета Шушчевичуте, Хуго Эрикссен. Будем ждать их решения по выбору лучшего из лучших.
Чего вы ждете с особым нетерпением от декабрьских событий Биеннале?
Дмитрий Родионов: Впереди церемония награждения лауреатов ежегодной премии в области литературы о театре «Театральный роман», единственной в нашей стране, которая поддерживает авторов, занимающихся искусством театра во всех его аспектах, книга как никогда нуждается сегодня в поддержке и государства, и общества. И потом — впереди заключительная церемония награждения лауреатов. В этом году на ней покажут премьеру по произведениям Чехова, которая станет результатом «Чеховской лаборатории», которую Биеннале проводит совместно с Театром имени Вахтангова. А результаты еще одной лаборатории — «Лаборатории режиссерских дебютов», которую Биеннале проводит совместно с МХТ им. Чехова, мы увидим только в будущем году — на Новой сцене Художественного театра.
Комментарии