Как изменился Берлинский международный кинофестиваль в этом году

Как изменился Берлинский международный кинофестиваль в этом году

Гламурных гостей Берлин встречает унылым дождем, серым небом и печальной новостью: закрылась одна из главных фестивальных площадок — шикарный мультиплекс близ Потсдамерплатц, где компактно размещались насколько десятков кинозалов. Фестиваль теперь растекся по городу, и многие программы придется вылавливать в разных его районах, включая легендарную Александерплатц — героиню одного из конкурсных фильмов. Закрылся и размещавшийся неподалеку кинотеатр IMAX: традиция смотреть фильмы в больших залах на глазах отмирает, кино все больше приспосабливается к тому, что его смотрят между делом на смартфонах. Вот уже и наш главный экспериментатор Тимур Бекмамбетов объявил, что запускает первый в истории большой фильм вертикального формата. То есть того формата, к которому привыкли владельцы сотовых телефонов, когда им лень развернуть для фотосъемки аппарат горизонтально.

Берлинале в ожидании новых подходов, которые должны реанимировать угасавший в последние годы фестиваль. Новая команда во главе с тандемом директоров-новобранцев провозгласила амбициозные планы, в которые тут же вмешалась глобальная беда. Из-за угрозы коронавируса отменили свою поездку в Берлин почти все крупные китайские кинокомпании, на Кинорынке не состоится открытие необычно гигантского стенда китайских кинопроизводителей и дистрибьюторов. Сильным ударом стала и разоблачительная статья в еженедельнике Die Zeit о нацистском прошлом одного из основателей Берлинале и его первого директора Альфреда Бауэра. Как мы уже сообщали, фестиваль срочно переименовал приз его имени в Серебряного медведя, но на всякий случай инициировал более серьезное исследование фактов — историческую экспертизу с участием ученых Института современной истории и Немецкой синематеки. Результаты экспертизы должны появиться летом.

Афиша юбилейного фестиваля, сам отбор фильмов в программу недвусмысленно сигнализирует о том, что из всех художественных критериев для Берлинале важнейшим остается политика. Мариэтта Риссенбек, представляющая в директорском тандеме слабый пол, провозгласила возвращение к корневым традициям фестиваля, возникшего на гребне «холодной войны» и на границе двух миров в городе, разделенном непроходимой стеной. В программе много картин, посвященных социальным проблемам, фильмов опальных режиссеров — как, например, «Нет здесь зла» иранца Мохаммада Расулофа, отбывающего срок за «антиправительственную пропаганду». Ожидается приезд Хиллари Клинтон по случаю премьеры документального телесериала о супруге экс-президента и экс-претенденте на президентский пост.

Одной из последних акций ныне отставного директора Берлинале Дитера Косслика стало подписание обязательства соблюдать паритет полов в отборе конкурсных фильмов и к 2020 году достичь полного равновесия — 50х50. Обязательство невыполнимое хотя бы потому, что успех или провал творческих замыслов зависят не от пола, а только от таланта, и, если фестиваль заинтересован в хороших фильмах, любой компромисс и снисхождение — ущерб для качества. Объявленная программа это подтвердила: в конкурсе только шесть «женских» фильмов — на одно название меньше, чем в прошлом году. Впрочем, представитель сильного пола в директорском тандеме Карло Шатриат сказал, что это хороший результат на пути фестиваля к заветному гендерному паритету. Всего за эти дни гости фестиваля посмотрят 340 картин.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.