В ближайшее время Третьяковская галерея начнет продажу электронных билетов на самые ожидаемые выставки осени. О масштабных из них на пресс-конференции в ТАСС рассказала генеральный директор галереи Зельфира Трегулова.
Выставка «В будущее возьмут не всех» Ильи и Эмилии Кабаковых, в подготовке которой принимали участие британская галерея Тейт, Эрмитаж и Третьяковская галерея, и которая представит работы из 18 музейных и частных собраний, пройдет в Новой Третьяковке с 7 сентября по 12 января 2019 года. Она уже была представлена в Лондоне и Санкт-Петербурге. Первая ретроспектива Михаила Ларионова, где можно будет увидеть работы из 20 музеев и частных собраний, а также его собственную коллекцию и богатейшую библиотеку, будет проходить также в Новой Третьяковке — с 19 сентября по 20 января. Выставка Архипа Куинджи, на которой покажут около 200 работ художника, откроется 4 октября в Инженерном корпусе и будет работать до 17 февраля.
То, что в Новой Третьяковке, встретятся сразу два важнейших русских художника ХХ века, отчасти случайность. Выставка Михалила Ларионова готовилась музеем и анонсировалась давно. Проект «В будущее возьмут не всех» Ильи и Эмилии Кабаковых появился в Третьяковской галерее по инициативе Зельфиры Трегуловой. Но саму встречу двух художников случайной не назовешь. По признанию директора Третьяковской галереи, она была счастлива узнать, что Илья Кабаков считает Михаила Ларионова главным русским художником ХХ века. Михаил Ларионов одним из первых включил текст в живописную ткань произведения («Времена года») в 1912 году. Спустя век в работах художников московского концептуализма текст начал играть основополагающую роль. Таким образом, говорит Зельфира Трегулова, то, что было заложено в 1912 году Михаилом Ларионовым, получило дальнейшее воплощение в произведениях столичных концептуалистов.
Ретроспектива Михаила Ларионова обещает много открытий. Исследователь творчества художника и куратор выставки Евгения Илюхина, сказала, что этот проект позволит узнать его не только как изысканного графика, тонкого художника, блистательного театрального декоратора, работавшего на «Русских сезонах» Дягилева, но и как страстного коллекционера, библиофила, историка танца и хореографа. Фантастическое разнообразие интересов Михаила Федоровича впечатляет тем более, что его поиск не был поверхностным. Убежденный, что стагнация — смерть для искусства, он предпочитал жить по принципу: «Искусство для жизни, но еще больше — жизнь для искусства». Обманчивая простота его художественного языка, который впитывал речь вывесок и фольклора, лубка и наивного искусства, привлекает к нему зрителей самых разных социальных слоев. Но меньше всего он был «дикарем» в искусстве, напротив, его знания, вкус, профессионализм и талант помогли открывать новые территории для искусства — его лучизм прокладывал дорогу беспредметному искусству.
На выставку Архипа Куинджи в Инженерном корпусе вход будет по сеансам. В четырех разделах: «Притяжение земли», «Тайна ночи», «В просторах вечности», «Опережая времени» — будут участвовать около 200 произведений. Один из самых удивительных харизматичных художников России, он показывал свое полотно «Лунная ночь на Днепре» в темном зале, в котором электрический свет (еще редкость в 1880 году) освещал картину, как солнечный луч. Не батальное полотно, не исторический сюжет, а пейзаж оказался столь притягательным и эффектным, что к дверям Общества поощрения художников на Морской, где находилась картина, выстраивались очереди.
К выставкам подготовлена не только образовательная программа, каталоги и книги для разных возрастов и кошельков, но и выступления известных хореографов. К открытию выставки Кабаковых в Москве приурочена премьера фильма «Бедные люди. Кабаковы», которая состоится в музее современной культуры «Гараж» и в Третьяковской галерее.
Отвечая на вопрос о том, как будет осуществляться проход на выставки, Зельфира Трегулова напомнила, что кроме электронных билетов, которые можно купить заранее, в Третьяковской галерее действует программа карт для «Друзей музея». Самая демократичная, предназначенная для пенсионеров, стоит 2000 рублей, она также дает возможность бесплатного посещения всех выставок в течение года.
Прямая речь
Проект «В будущее возьмут не всех» был уже показан в Галерее Тейт, Эрмитаже. В Петербурге, где он был представлен очень сильно, есть знаменитая инсталляция «Красный вагон». Третьяковской галерее в этом смысле сложнее. Как изменится проект в Новой Третьяковке?
Зельфира Трегулова: С самого начала предполагалось, что при сохранении общей концепции — выставки в трех музеях будут несколько отличаться. Какие-то вещи выдали только для Галереи Тейт, поскольку работы из американских музеев не могут быть показаны в России. Но и Третьяковская галерея, и Эрмитаж постарались компенсировать их отсутствие работами из наших собраний и частных коллекций. Так, у нас на выставке будут очень важные ранние работы, которые не были ни в Галерее Тейт, ни в Эрмитаже. Также показываем инсталляцию «Пустой музей».
Вы сказали, что мастерская Ильи Кабакова на Сретенском бульваре, где он работал в 1970-1980-е года, передается Третьяковской галерее. Что будет с Институтом проблем современного искусства (ИПСИ), который был в этой мастерской?
Зельфира Трегулова: Мы разговаривали с предыдущим руководством Института и выработали определенный формат взаимодействия. Предполагали, что занятия могут проходить в помещении соседней, освобожденной теперь мастерской. Поэтому это вопросы не ко мне, а к Институту проблем современного искусства.
Что касается Третьяковской галереи, то мы будем создавать музейно-мемориальное пространство, которое также станет музеем московского концептуализма. Там будут восстановлены те интерьеры, которые были в тот момент, когда там работал Илья Иосифович Кабаков. Планируем сделать экспозицию, где можно увидеть подлинные документы, фотографии и вещи Кабакова. Вокруг стола под абажуром будут проходить дискуссии, обсуждения, встречи художников. Надеемся, что накал обсуждений будет таким же, как в 1970-1980-е годы.
Когда Илья и Эмилия предложили нам сделать в мастерской музейное пространство, сразу возник вопрос, где могут проходить занятия ИПСИ. Музейное пространство не совместимо с лекционным залом или учебной аудиторией. Мы нашли решение этой проблемы. Что будет сейчас, вопрос не к Третьяковской галерее, которой официально передано это пространство со всеми необходимыми юридическими документами. Вопрос к тем, кто сейчас обсуждает вопрос о будущем ИПСИ.
Комментарии