Тринадцать долгих лет стройки позади – 26-й сезон «Геликон-опера» откроет в своём родном обновленном театре. Сегодня, впервые за много лет, в историческом здании прошёл сбор труппы. Ещё шесть лет назад в котловане росла трава, а во дворике, который сейчас преобразован в основную сцену, валялись забытые каски и инструменты. Почти всё это время труппа «Геликона» существовала в жестких условиях, 500 человек репетировали всего с двумя гримёрками, но выдавали премьеру за премьерой. Отдыхом для артистов были гастроли на площадках других театров. Теперь здание, в котором бывали Чайковский, Станиславский, играл Дебюсси, обретает новую жизнь. Оно в буквальном смысле достойно того, чтобы проводить по нему экскурсии. На одной из первых побывала наш корреспондент.
Дмитрий Бертман сам встречает гостей у дверей «Геликон-оперы». Основное действие происходит не только на сцене. Худрук театра проводит по коридорам отреставрированного здания.
«Это всё не пластик. Это всё настоящая лепнина, – говорит Дмитрий Бертман. – Мало того, я расскажу, что делали эту лепнину действительно уникальные реставраторы, и прямо здесь, в театре, была создана мастерская, где делали эти формы из гипса и отливали лепнину. Это все ручная работа».
При реставрации учитывали не только архитектурные особенности здания, но и пытались воссоздать историю каждого зала. Один из них посвящен Елене Образцовой – в нём она неоднократно репетировала оперные партии. Теперь на этом месте – её рояль, перевезенный из московской квартиры.
В зале, который носит имя Шаляпина, под ногами гостей – камень из сада музея Чайковского в Клину, найденная при реставрации подкова и даже камень с вершины Олимпа. Оттуда и до горы Геликон, пристанища всех муз, недалеко. До вершины на Большой Никитской геликоновской труппе добираться пришлось непросто: временный зал на Арбате, реставрации исторического здания и годы ожиданий. В награду – один из лучших музыкальных театров столицы.
«Музыкальный театр – это штучная вещь. Это очень сложная структура. Это не драматический театр. Это повышенные нормативы строительства, особо сложный подход. И такие объекты сложны тем, что до последнего момента трудно спрогнозировать ситуацию с точки зрения акустики», – комментирует руководитель Департамента культуры города Москвы Александр Кибовский.
Кстати, акустику на этой сцене уже проверили на себе мировые оперные звезды. В их числе и Дмитрий Хворостовский. Акустические системы встроены даже в потолок. На открытии труппы звучание оценили все собравшиеся зрители в самом большом зале «Стравинский».
Легким движением дирижерской палочки Владимир Понькин теперь не только направляет оркестр. Он сам участвовал в конструировании оркестровой ямы. Человек-оркестр: и музыкант, и краснодеревщик. С архитекторами работали в унисон.
«Нам очень хорошо слышны солисты, и оркестр очень хорошо слышен солистам – даже если солист стоит вне сцены, что необычайно важно», – отмечает дирижер.
В новом сезоне театра будут репертуарные спектакли: «Пиковая дама», «Аполлон и гиацинт» – и премьеры: воссозданная опера «Евгений Онегин» в постановке самого Станиславского и «Садко» Римского-Корсакова. «Геликон» как всегда будет удивлять. Не просто оперы – шоу, где в каждом неоновом окне может появиться кто угодно.
«Я таких залов никогда не видела. Это даже не знал, это пространство: кирпичные стены… Ощущение, что ты на улице», – делится впечатлениями народная артистка России Елена Ионова.
Пока демонстрация всех возможностей сцены проходит без артистов, будто инсталляция. А уже 2 ноября состоится торжественная церемония открытия с участием оперных звезд, сумевших покорить новый «Геликон».
Комментарии