Экс-госсекретарь Хиллари Клинтон обеспечила себе победу на праймериз демократической партии и станет ее официальным кандидатом на выборах президента США в ноябре 2016 года. С таким утверждением в понедельник выступило информационное агентство Associated Press, считающееся в США одним из наиболее надежных источников в вопросах подведения итогов выборов. Результаты расчетов агентства опубликованы в канун последнего «супервторника» в текущем сезоне праймериз, когда голосование пройдет в шести штатах.
Более того, как сообщает газета New York Times со ссылкой на источники в окружении президента США, «Барак Обама готов активно помогать Хиллари Клинтон и официально поддержит ее кандидатуру уже на этой неделе». «Белый дом и штаб Клинтон ведут активные переговоры насчет того, где и в чем президент может быть ей полезен», — пишет газета, поясняя, что для Обамы критически важно добиться избрания своим преемником кандидата от представляемой им демократической партии с тем, чтобы тот берег его наследие, например, реформу системы здравоохранения.
Для победы по итогам праймериз необходимо набрать половину плюс один — 2383 голоса делегатов съезда, который состоится в Филадельфии (штата Пенсильвания) 25-28 июля, где и будет официально утверждена кандидатура от партии на выборы президента США. По данным AP, Клинтон удалось преодолеть заветную планку после победы на праймериз в Пуэрто-Рико в субботу и поддержки в последние дни от ряда суперделегатов съезда — высокопоставленных партийных чиновников, вольных голосовать по своему усмотрению, а не в соответствии с результатами первичных выборов. Итого по состоянию на вечер понедельника Клинтон получила 1812 голоса на праймериз и 571 голос суперделегатов.
Борьба с единственным конкурентом — сенатором Берни Сандерсом — выдалась неожиданно трудной и затяжной для Клинтон. Но в целом ее победа давно не вызывала сомнений у экспертов и, несмотря на пробуксовку, является достаточно убедительной. Сандерс отстает от нее почти на три сотни делегатов, набранных на праймериз, плюс практически не имеет поддержки суперделегатов. Она выиграла первичные выборы в 29 штатах против 21 у соперника, и в общей сложности набрала на три миллиона голосов избирателей больше. Для сравнения, ее отрыв от Сандерса, по меньшей мере, вдвое больше того преимущества, с которым в 2008 году Барак Обама победил ее саму.
В случае победы Клинтон войдет в историю как первая женщина, сумевшая стать официальным кандидатом от одной из двух основных партий, традиционно доминирующих в политической системе США.
Таким образом, по суждению AP, остающиеся праймериз становятся формальностью. Однако в штабе ее соперника такие сообщения СМИ назвали «скороспелым суждением», указав, что Клинтон пока не удалось и вероятно не удастся гарантировать себе победу только лишь за счет делегатов от праймериз, то есть без учета суперделегатов. Сандерс рассчитывает, что в случае победы во вторник в Калифорнии, которая является крупнейшим из штатов по числу выборщиков, он получит дополнительный козырь-аргумент и сможет переманить на свою сторону суперделегатов, поддерживающих Клинтон. Пресс-секретарь штаба сенатора Майкл Бриггс заявил: «Начиная с сегодняшнего дня и вплоть до партийного съезда, мы будем убеждать суперделегатов в том, что Берни бесспорно является самой сильной кандидатурой против Дональда Трампа». И, строго говоря, этот тезис — не пустые слова. Согласно опросам общественного мнения в виртуальной схватке на президентских выборах в ноябре с Трампом, который гарантировал себе номинацию от республиканской партии США, у Сандерса действительно больше шансов одержать победу, чем у Клинтон.
К сожалению, для сенатора, ожесточенно противостоявшего явно превосходящим силам экс-госсекретаря до последнего дня праймериз, по мнению большинства обозревателей, его шансы переманить партийные верхи являются призрачными. Как указывает AP, волна поддержки Клинтон со стороны суперделегатов в последние дни обусловлена как раз тем, что «они обеспокоены сокращение разрыва между ней и Трампом», а потому хотят побыстрее свернуть праймериз и развернуться всеми силами против бизнесмена. Пока сопротивление Сандерса не позволяло демократам объединиться против кандидата от республиканцев. Агентство, регулярно опрашивающее суперделегатов, отмечает: «Большинство из них недвусмысленно подчеркивают, что поддержит Клинтон на партийном съезде… За весь сезон праймериз пока ни один из суперделегатов не перебегал из лагеря Клинтон к ее сопернику».
Поэтому если уж Сандерсу и остается на что-то уповать, так это на ФБР, которое уже многие месяцы изучает вопрос о том, заводить ли против Клинтон уголовное дело в связи с тем, что в бытность госсекретарем США она пользовалась личным почтовым сервером вместо служебного. Положительное решение стало бы мощнейшим ударом по ее кампании.
В любом случае, продолжающаяся битва Сандерса тянет на подвиг, и он имеет полное право праздновать по меньшей мере идеологическую победу. Безвестный за пределами родного Вермонта сенатор вступал в борьбу в роли боксерской груши для Клинтон, однако оказал жесточайшую конкуренцию, яркой и яростной либеральной риторикой мобилизовал миллионы избирателей, разочарованных в традиционных элитах, и не позволил именитой сопернице примерить корону до последнего дня праймериз. После того, как его лозунги против финансового неравенства в США получили поддержку миллионов избирателей, преимущественно молодежи, его сопернице пришлось менять позиции по ряду вопросов.
Вероятно поэтому и сама Клинтон отреагировала на новость сдержанно, не стала принимать провозглашенный СМИ титул победителя праймериз, заявив, что находится «на пороге исторического и беспрецедентного момента», но пока еще ей «предстоит работа» в шести штатах последнего «супервторника». Ранее Клинтон отвергала сомнения в том, что одержит победу в конечном итоге, и на практике в последние недели игнорировала Сандерса, концентрируясь в своих выступлениях на критике Трампа, в частности дискредитируя его темперамент и подходы ко внешней политике.
Нежелание экс-госсекретаря обострять полемику с Сандерсом объясняется и тем, что собранная сенатором армией сторонников-демократов нужна ей как воздух для победы на выборах в ноябре. Теперь бывшей первой леди еще только предстоит найти с ними общий язык и без поддержки Сандерса, который сдаваться не намерен, праздновать триумф было бы преждевременным.
Комментарии