Национальную эстраду в новом звучании — высокопрофессиональное масштабное шоу представляют уже в восьмой раз: песни татарских композиторов, народные песни, аранжированные для большого эстрадного оркестра, куда входит струнная группа оркестра оперного театра, оркестр Вадима Эйленкрига, приглашенные музыканты-инструменталисты, в исполнении великолепных голосов, с высококлассным световым оформлением (что-то, напоминающее голливудские шоу-концерты киномузыки). За время существования фестиваля было аранжировано и исполнено более 200 песен, появились выдающиеся эстрадные певцы, в их числе — суперзвезда, «татарская Уитни Хьюстон», — Алина Шарипжанова, многие песни стали популярны в республике, а сам проект вышел за пределы Татарстана — был с успехом показан в Кремлевском дворце съездов и концертном зале «Зарядье» в Москве, и даже в Карнеги-холле в Нью-Йорке (2020).
Фестиваль удивителен самой идеей — создать высокопрофессиональную эстраду, сформировать мастеров — композиторов, аранжировщиков, исполнителей, пробудить интерес к национальной песне и придать ей современное звучание и не только, но сценографическое и световое оформление, инициировать создание новых песен. За эту идею президента республики Татарстан Рустама Минниханова взялся директор Театра оперы и балета им. Мусы Джалиля Рауфаль Махаметзянов как генеральный продюсер проекта, а музыкальным руководителем стал известный джазовый музыкант трубач и бэнд-лидер Вадим Эйленкриг, который и рассказал РГ о проекте и своем участии в нем.
Зачем вам — востребованному известному и музыканту и продюсеру масштабных проектов, фестиваль татарской песни?
Вадим Эйленкриг: Это действительно очень интересный для меня проект, и как для музыканта, и как для продюсера: речь о создании музыки, не с нуля, поскольку написаны музыка и стихи, но между тем, как это звучало до и как это звучит после — колоссальная работа, а вместе со сценическим оформлением, со светом — это просто магия! Я не люблю говорить о своем творчестве, но это — интенсивный творческий процесс, очень интересный и завораживающий, который состоит в постоянной генерации идей, создании не просто музыки, но — грандиозного продукта, драматургически выстроенного шоу. Поэтому для меня это, прежде всего, — абсолютно творческая история, и могу сказать, что я на этой истории очень многому научился, вырос на нем как саунд-продюсер. Недавно записанный новый альбом моего личного проекта Eilenkrig Crew был номинирован как лучший альбом Радио-джаз. Мы брали мелодии замечательного композитора из Казахстана Еркеша Шакеева и создавали из них разные жанровые музыкальные идеи, и это было легко, привычно по татарскому проекту.
Вадим Эйленкриг: Это фестиваль. Уровень задан с самого начала, он сохраняется. Мы делаем стабильный продукт, абсолютно не выгорая, генерируя новые идеи. А вот татарскую музыку мы стали понимать лучше. А татарские певцы стали лучше понимать нас. И из-за этого наш общий продукт стал качественнее.
А что происходит с татарской песней в результате? Больше пишут, больше любят, судя по полному залу?
Вадим Эйленкриг: Я отвечаю за создание продукта, не за его продвижение. Мы делаем высокого качества шоу, оно транслируется, записывается. И по окончании каждого сезона, — а их уже восемь, — мы выпускаем двойной альбом, уже после фестиваля зимой мы делаем еще и студийную запись. Все доступно на сайте фестиваля.
Другие республики не просят вас так же «поднять» их национальную эстраду?
Вадим Эйленкриг: Я не уверен, что согласился бы. Мы с моим коллективом живем этим проектом 50 дней в году. Чтобы сделать вот эти два концерта. В среднем у нас в год около 100 концертов. То есть эти два — намного более затратные по времени, эмоционально, творчески и физически. И не всегда всё получается. Но мы выработали правило — если есть сомнение — выбираем в пользу сомнения, то есть оставляем только то, что сомнения не вызывает.
Насколько татарская музыка имеет предрасположенность к джазовым аранжировкам или другим стилям эстрадной музыки?
Вадим Эйленкриг: К моему невероятному сожалению, джаза в проекте мало. В концерте 20 композиций, из них максимум пять сделано в джазовом стиле. Проект достаточно эклектичен, именно потому чтобы показать некую экспансию татарской музыки в современную, что татарская музыка прекрасно вписывается в современную мировую культуру. Поэтому там есть рок, поп, этно, баллады и частушки, и что-то похожее на кроссовер-классику, много латины, и немного джаза.
Кто делает аранжировки, и кто решает, в каком стиле будет представлена та или иная песня?
Вадим Эйленкриг: Отбираем скорее коллегиально, затем решаем, в какой стилистике песню лучше подать. А аранжировки у нас делает невероятный человек — Вячеслав Артёменко. Этот проект — сложнейшая конструкция с большим количеством очень талантливых людей в разных жанрах и на разных местах, и каждый вкладывает кусочек себя.
Многие песни звучат ярко, современно, стильно и не очень-то по-татарски.
Вадим Эйленкриг: Мы всегда балансируем, сохраняя национальную специфику, но при этом, чтобы не было слишком прямолинейно татарское.
В чем глобальный смысл этого проекта?
Вадим Эйленкриг: Я вижу его не только в исполнении песен. Татарская музыка очень хорошо развивается — чего стоит фантастический мюзикл Эльмира Низамова «Алтын Казан», а в этом году прозвучала одна из самых блестящих композиций в сезоне — гимн Татарстану «Живи, земля моя», который Эльмир написал с хором, его поет суперзвезда Алина Шарипджанова, там и аранжировка блестящая — мне было трудно представить, что появится такая композиция, которая звучит так торжественно, гордо и величественно.
Комментарии