На выставке «Пальмы и розы Зинаиды Морозовой» куда ни глянь — везде цветы и пальмы: на картинах, посуде, мебели, платьях, обоях. От эдакой концентрации растительной красоты (более 400 экспонатов) хочется зажмуриться, чтобы не стало дурно. Выставка, представленная в южном корпусе музея-заповедника «Горки Ленинские», рассказывает о судьбе и вкусах Зинаиды Морозовой. Именно вдова миллионера и коллекционера, работами из собрания которого ныне гордятся Эрмитаж и Пушкинский музей, сделала Горки такими, какими мы их видим сегодня. Этот волшебный «девочкин» мир унаследовал вождь мирового пролетариата и ничего здесь не менял. Ленин умирал в зефирной роскоши, созданной «Барби» Серебряного века. Странное дело: эти, казалось бы, райские кущи отразили роковую судьбу обоих обитателей усадьбы.
История усадьбы Горки насчитывает не одно столетие, но самые ее известные владельцы жили здесь в начале ХХ века — на переломе эпох. Ленинским имение, стоящее на холмах, называется благодаря его знаменитому обитателю — Владимиру Ильичу. В подмосковной усадьбе он впервые оказался в 1918 году, когда восстанавливался после покушения Фанни Каплан. Ранение ему посоветовали подлечить в санатории, в который превратили после революции имение Зинаиды Морозовой. Ленину тут понравилось, во многом потому, что там был телефон, но и само место, наполненное зеленью и тишиной, пришлось по вкусу. После 1918-го года он часто бывал там, а когда здоровье стало ухудшаться, переехал на постоянку и строго-настрого запретил менять что-либо в усадьбе. Единственное нововведение — это перила, которые помогали Ленину подниматься на второй этаж главного дома. Основатель СССР жил здесь с семьей — женой Надеждой Крупской, сестрой Марией и братом Дмитрием. Кстати, последним жителем был именно он — не хотел съезжать, как ни уговаривали, и умер в Горках в 1943 году, после чего музей сразу превратили в мемориальный музей. Любопытная деталь: в советское время мебель в главном доме, где провел последние годы и скончался Ленин, была закрыта белыми простынями, отчего казалось, что дом наполнен призраками. Однако это сделали не для сохранности, а потому, что цветочные интерьеры в стиле рококо мало вязались с фигурой вождя мирового пролетариата. Негоже Ленину умирать в цветочках. Но именно так и случилось.
Выставка «Пальмы и розы Зинаиды Морозовой» проливает свет на многие исторические моменты, которые прежде не афишировали. Горки Ленинские многие годы воспринимались именно через фигуру Владимира Ильича, но судьба создательницы усадьбы не менее драматична. Нынешняя выставка — первый большой рассказ о Зинаиде Морозовой, чья судьба достойна экранизации.
Историческое погружение начинается еще на улице, где перед главным домом высажены разные виды роз, которые больше ста лет назад Зинаида Григорьевна выращивала в своем имении. Делала она это не только для красоты, на территории было несколько оранжерей, где разводили цветы на продажу — Морозова поставляла их в 22 магазина Москвы. В деньгах она не нуждалась, но хотела проявить себя как бизнес-леди, и у нее получилось. Впрочем, только на первый взгляд у одной из самых богатых женщин своего времени было все хорошо. Первый этаж выставки рассказывает о ее непростой, но яркой судьбе.
Зинаида Зимина родилась в купеческой семье старообрядцев и рано вышла замуж, правда, брак с купцом и старообрядцем Сергеем Морозовым не был долгим. Во время венчания с первым мужем она познакомилась со вторым — Саввой Морозовым, который приходился Сергею двоюродным дядей. Вскоре между ними завязались отношения. Спустя два года Зинаида развелась, но жениться на ней Савва не решался, потому как у старообрядцев браки с разведенными были не в чести. Когда Зинаида забеременела, выхода уже не оставалось. Скандал был нешуточный и далеко не последний в жизни Морозовой. Савва Тимофеевич не жалел денег на образование и наряды жены, которая любила блеснуть в обществе. Однажды она надела платье, шлейф которого был длиннее шлейфа императрицы Александры Федоровны, что вызвало большой скандал. Однако со временем разница в характерах и темпераментах супругов проявлялась все сильнее, а потом Савва Тимофеевич и вовсе увлекся актрисой Марией Андреевой, ушел от беременной жены, но любовница в итоге предпочла Максима Горького. Морозов вернулся к супруге с расшатанными нервами: поползли слухи о его сумасшествии. В 1905 году Зинаида повезла супруга в Канны — подлечиться. На выставке есть фотография, сделанная около дорогого отеля, где они остановились. Савва Тимофеевич стоит под пальмами. Этот снимок сделала Зинаида, еще не зная, что через несколько часов станет вдовой. Вечером того же дня тело Саввы Морозова было найдено в номере отеля, что на фото его за спиной. То ли он сам застрелился, то ли его убили большевики, инсценировав самоубийство, — загадка по сей день. На похоронах Морозова собралось около 15 тысяч человек, цветов принесли море. На фотографии, представленной на выставке, мы видим Зинаиду Морозову в трауре, за ее спиной — огромные букеты. Как вспоминал ее внук, на похоронах мужа ее раздражали два венка: один из белых лилий с надписью от Максима Горького и Марии Андреевой, а второй — с большим крестом из красных роз — от общества помощи политическим заключенным. Цветы — символ красоты и изящества — здесь напоминают о смерти. Пальмы — символ мученичества и вечной жизни — тоже несут в себе тревожный нарратив. В этот момент Зинаиде Морозовой 37 лет, у нее четверо детей. Она унаследовала огромное состояние.
После похорон Морозова продает готический особняк на Спиридоновке, который муж построил якобы для нее. В новой жизни в купленных ей Горках не будет и намека на готику. «Ее мир был совсем другим: это мир куклы Барби до изобретения куклы Барби», — комментирует куратор выставки Софья Багдасарова. В этом новом мире у нее не только новый дом, но и новый муж — московский градоначальник, генерал-майор Анатолий Рейнбот, фантастически похожий на покойного супруга (на совместном фото они опять же под пальмами). Морозова получает желанный статус дворянки, а Рейнбот решает свои финансовые проблемы. В 1909 году она перестраивает Горки — проект сделал архитектор Федор Шехтель, который строил и особняк на Спиридоновке. Здесь она пытается построить личный рай, которому скоро суждено рухнуть.
В этом девичьем мире все в цветах, пальмах, павлинах, пчелках. Вот розовые кресла с цветочным декором, которые стояли в ее доме. Вот вышивка с пастушками, которой миллионерша занимала досуг. Вот дорогие духи, опять же в цветочном флаконе, роскошный фарфор, кремовое платье, расшитое растительными узорами.
Немного вещей сохранилось непосредственно от Морозовой, поэтому Софье Багдасаровой пришлось фантазировать и привлечь на выставку предметы, которые вписываются в ее вкусовые предпочтения и общую стилистику рококо и модерна, который нравился владелице Горок. Но чем дальше мы путешествуем по этому царству райского дурновкусия, тем чаще замечаем сгущающиеся над ним облачка, грядущий надлом и симптомы распада.
Комментарии