Памятную статуэтку за прорывные, космические технологии в хирургии врачи получили из рук космонавтов и героев России — Олега Новицкого и Антон Шкаплерова, а также актрисы первого космического киноэкипажа — Юлии Пересильд.
Операция такого уровня сложности была проведена впервые в мире. Спасти мальчика с многочисленными аномалиями в сердце кардиохирургам помог робот. В России только в Центре Мешалкина оперируют на роботизированной системе магнитной навигации Стереотаксис.
— Она позволяет маневрировать внутри сердца как угодно: сверхмощные магниты аккуратно поворачивают катетер в сердце в любом направлении, — объясняет Александр Романов. — Хирург управляет ими с помощью обычной мышки за монитором, но от точности его движений зависит жизнь.
Девятилетний мальчик, родившийся с единственным желудочком сердца и множеством сопутствующих патологий, поступил в Центр Мешалкина в декабре 2021 года. За свою жизнь он перенес уже 6 серьезных операций. Однако приступы тахикардии с частотой сердечных сокращений до 200 ударов в минуту не прекращались. Мальчик страдал от сильнейших приступов сердцебиения, одышки и головокружений.
По словам врачей, в подобных случаях помогает стандартная операция — радиочастотная аблация. С помощью катетера кардиохирург входит в полость сердца через крупную вену и устраняет очаг аритмии.
— Однако из-за врожденного порока сердца и проведенных открытых кардиохирургических вмешательств у пациента был ограничен «верхний» доступ в правое предсердие, где был локализован источник тахикардии — объясняют врачи. — Кроме того, в связи с атрезией подвздошных вен было невозможно попасть в правое предсердие через нижнюю полую вену.
У хирургов остался единственный способ спасти ребенка — проникнуть в необходимые камеры через левую бедренную артерию, аорту, единый желудочек сердца и, наконец, попасть в правое предсердие.
Под руководством профессора Романова бригада в составе завотделением сложных нарушений ритма сердца Виталия Шабанова и завотделением анестезиологии-реанимации Владимира Бобошко приступила к операции.
Работа врачей и робота была по-настоящему «ювелирной». Из-за любой ошибки сердце мальчика могло перестать сокращаться. Операция длилась несколько часов и завершилась успешно. Аритмию удалось устранить.
— Спустя время, в отдаленном периоде наблюдения за мальчиком, результат нашей работы доказал свою состоятельность, — говорит Романов. — Устранение сложной аритмии позволило в дальнейшем выполнить ребенку необходимую реконструктивную операцию Фонтен.
На церемонии награждения мама и ребенок вышли на связь с концертным залом, где проходило мероприятие вручения премии лучшим врачам России, и лично поблагодарили своих спасителей.
А буквально на днях кардиохирурги вместе с роботом спасли от смертельной аритмии еще одного юного пациента — из Волгограда. Он также появился на свет с редким сочетанием нескольких пороков сердечно-сосудистой системы и единственным желудочком сердца. В девятилетнем возрасте пульс у ребенка стал учащаться до 150-180 ударов в минуту. Он буквально жил в реанимации. Любое нарушение сердечного ритма могло стать критическим.
Вместе с роботом хирурги проникли в необходимые камеры сердца против основного кровотока, через аорту и попали в правое предсердие. Но в процессе операции врачи впервые в своей практике обнаружили у пациента еще одну редчайшую аномалию — два водителя ритма вместо одного.
— Это все равно что два мотора у одной машины, — комментирует Александр Романов. — Нам нужно было, образно говоря, убрать лишние проводки, но было непонятно, у какого из моторов. При этом размер области, на которой работали, — 5-6 миллиметров.
Операция длилась четыре часа и вновь завершилась успешно. Спустя трое суток мальчика вместе с мамой уже выписали из стационара. Ребенок чувствует себя хорошо. Обмороки и головокружения полностью прекратились.
Комментарии