Лауреаты Международного конкурса имени Рахманинова выступили с гала-концертом в Большом зале столичной консерватории. Критики уже отметили – конкурс не просто новый, а новаторский: солисты, дирижеры и композиторы представлены одновременно только здесь. Анна Аппалонова продолжит.
Совсем скоро афиши Конкурса Рахманинова уберут с улиц, снимут с консерватории, а сам конкурс останется в памяти только тех, кто следил за прослушиваниями или же участвовал.
«Вторая премия на большом конкурсе – что может быть лучше? Я очень счастлив, завтра отправимся в Санкт-Петербург, маэстро Гергиев нас всех пригласил. Это прекрасно, честно», – признался обладатель II премии конкурса по специальности «Дирижирование» (Франция) Клеман Нонсьё.
Француз Клеман Нонсьё занял второе место в номинации «Дирижирование» – о таком результате даже не думал, ведь участвовать в конкурсе решил в последний момент. Через несколько дней он будет уже во Франции, а пока что ни конкурс, ни Рахманинов не отпускают. Открывает концерт Юаньфань Ян – первая премия среди композиторов. Юрий Башмет, член жюри конкурса по специальности «Композиция», народный артист СССР: «Мы единогласно за него проголосовали, у него удивительный внутренний мир и язык необычный, но понятный».
«Сама персона Рахманинова меня вдохновляет. То, как он себя вел в жизни, то, что он был и пианистом, и композитором. Именно он привел меня сюда и вообще, дал возможность написать свою музыку и сыграть ее», – поделилась обладатель I премии конкурса по специальности «Композиция» (Великобритания) Юаньфан Ян.
К участию в конкурсе приглашали композиторов, работающих в разных жанрах, будь то минимализм или рок. Главное – чтобы было интересно оркестру и выигрышно для солиста. Все недостатки произведений были слышны сразу. Александр Чайковский, председатель жюри конкурса по специальности «Композиция», народный артист России: «Скажем, где-то перетянуто, где-то слишком долго или наоборот – коротко, не хватает дыхания, прерывается мысль. Вот бывает, удачная музыкальная фраза, а потом раз: он то ли стесняется, то ли что. Но он бросает и перебрасывается на что-то другое».
Этот гала-концерт посвящен лауреатам: на сцену вышли все обладатели первых премий – пианисты исполняли фортепианные концерты Рахманинова. Дирижеры управляли оркестром Мариинского театра – тоже играли Рахманинова, его симфонии. Кстати, теперь дирижеры-конкурсанты знают наизусть почти все большие сочинения Сергея Рахманинова. «Третий тур – это три симфонии все и четыре концерта и Рапсодия на тему Паганини. То есть, большой очень объем. Мы должны были быть готовы ко всем произведениям. Была жеребьевка за день до III тура», –рассказал обладатель I премии конкурса по специальности «Дирижирование» Филипп Селиванов.
Многие имена зрителям уже знакомы, особенно – пианистов, за ними московская публика всегда пристально следит. На каждом прослушивании – полный зал, но ни один человек не знал, что было после выступлений. «Бессонные ночи были в том числе, потому что мне всегда очень сложно заснуть после выступления. То есть, казалось бы, наоборот должна навалиться усталость, а я очень долго потом не могу прийти в себя, поэтому это было не просто, у меня было четыре выступления за восемь дней», – признался обладатель I премии конкурса по специальности «Фортепиано» Александр Ключко.
Самое сложное для участников – конкурсные дни – уже позади. А вот для организаторов этот Первый конкурс Рахманинова – первый шаг к тому, чтобы он стал постоянным. Денис Мацуев, художественный руководитель конкурса, народный артист России: «Это потрясающе. Знаете, у меня все кипит внутри. Я рад, что это получилось Это была давняя мысль. Я рождал это внутри и никогда не забуду, когда впервые об этом мы поговорили с внуком Рахманинова, Александром Борисовичем Рахманиновым, с которым я был очень близок. Мы сделали очень много для того, чтобы музыка Рахманинова играла в разных частях света, хотя собственно говоря, дополнительной пропаганды для музыки Рахманинова не существует. Она просто не нужна».
В планах проводить Конкурс Рахманинова раз в четыре года, но следующий смотр состоится чуть раньше – в 2025 году, чтобы не пересекаться с Конкурсом Чайковского. Так что теперь каждые два года в России будет проходить музыкальный конкурс.
Комментарии