В Театре сатиры — новая старая премьера. Поставленная в 2018 году фантасмагория Родиона Овчинникова «Где мы?!..» долгое время не игралась в театре, и вот она вновь явилась на сцену. Практически с тем же составом артистов.
Примечательно, что в спектакле главные герои, по сути, изображают сами себя. Александр Олешко — телезвезду из развлекательных шоу, совершенно обезумевшую от собственной славы. Александр Ширвиндт — престарелого клоуна. Федор Добронравов — деревенского самородка-выпивоху (не хочу обидеть прекрасного артиста, но эта его маска, явленная зрителям в телесериалах, так плотно приросла к нему, что наивному взгляду кажется, будто Добронравов и в жизни такой).
Органичность актеров, помещенных волею автора в сумасшедший дом, который раньше числился Домом ветеранов сцены, восхищает. Понятно, почему таким хитом был этот спектакль четыре года назад. Но — юмор стареет удивительно быстро. Увы, сегодня репризные шутки, столь эффектно звучавшие несколько лет назад, отдают «осетриной второй свежести». А пафосные монологи героев кажутся чересчур затянутыми.
Однако при всех этих издержках нельзя не отдать должное автору пьесы и режиссеру-постановщику. Родион Овчинников попытался сделать не просто фантасмагорию — настоящую мистерию, в которой действие происходит на том и этом свете. Здесь поминутно возникают разговоры в шутку и всерьез о самых важных предметах — о чистоте и вере, о таланте и служении, о славе и любви, о традиции и новаторстве, о жизни и смерти, наконец. Неслучайно после этого веселого спектакля журналистов так и тянуло задавать авторам постановки философические вопросы типа «кто виноват» и «что делать».
Примечательно, что помимо главврача дурдома (его замечательно играет Юрий Нифонтов), персонажи то и дело встречаются с культурными героями прошлого — тут есть Гоголь и Мольер, Жанна д Арк и Свифт. И все они (в том числе и медперсонал) недалеко ушли по части психического здоровья от своих пациентов. Словом, режиссер с удовольствием погружает нас в коллективное подсознательное, включая мифологемы и стереотипы, плотно поселившиеся в наших умах.
Но чтобы не увязнуть окончательно в философии, автор строит действие на традиционных сюжетных узлах, чаще всего пародийно поданных: здесь есть и свадьба, и дуэль, и похороны, и встреча повзрослевших героев с их матерями… Как заявил нынешний художественный руководитель Театра сатиры Сергей Газаров, спектакль этот по праву одним из первых возвращается в обновленный формат театра. Потому что он — эмблематичен для Сатиры.
Здесь есть и свадьба, и дуэль, и похороны, и встреча повзрослевших героев с их матерями…
Кстати, «сатира» и ставшее популярным в ковидное время слово «сатурация» имеют в своей основе один латинский корень. Он означает насыщение.
В античном Риме массовые комические действа обозначали этим словом, потому что они включали в себя самую пеструю смесь из высокого и низкого, острого и соленого, пафосного и пародийного. Короче, насыщали кровь зрителей кислородом. Чего сегодня, часто кажется, как раз и не хватает театру.
Комментарии