Более ста графических и живописных листов – на выставке работ из частной коллекции собирателя Алексея Геллера. Многие публике представляют впервые.
У выставки живописи и графики Мстислава Добужинского в Доме русского зарубежья – неслучайное название «Странник». Покинув Россию в 1924 году, он колесил по миру, работал в Старом и в Новом свете. И сохранил в своих работах память о десятках городов.
Точный рисовальщик, внимательный наблюдатель жизни, театральный и книжный художник. Работы Мстислава Добужинского долгое время не были широко известны в России – слишком уж много художник странствовал по миру, а после 1924 года в России и вовсе не был. Более ста графических и живописных листов – на выставке работ из частной коллекции собирателя Алексея Геллера. Многие публике представляют впервые.
«Ведь в фокусе Дома русского зарубежья в основном мемориальные вещи, документы. И с этим здесь прекрасно работают. А художественная часть – это как некая вершина, самая красивая, наверное, часть русской эмиграции, была недоступна. И взаимодействие с частной коллекцией – это очень важно», – рассказала заведующая отделом графики XVIII – начала XX века Государственной Третьяковской галереи Ирина Шуманова.
Добужинский – из старинного литовского рода, участник объединения «Мир искусства». Учился в Петербурге, его же успел зафиксировать уже в 1920-е, после революционного вихря, но в России остаться не смог. Стал гражданином мира. Преподавал в Париже и Каунасе, в Лондоне работал в театре-студии Михаила Чехова, в Нью-Йорке оформлял постановки в Метрополитен-опере и других театрах. Каждый город в своей судьбе старательно запоминал. Это были не открыточные виды, скорее изнанка, так на свой город мог смотреть только его житель. Там, в Америке, в Ньюпорте, например, Добужинский рисовал сады, которые потом просто исчезли.
«Художник здесь работал не за какие-то большие гонорары, он работал, можно сказать, за еду. Заказчики – это были американские граждане, которые не имели возможности содержать усадьбы, сады и т.д. И потом это все ушло под снос, и им хотелось просто запечатлеть все это на века», – сообщила искусствовед Анастасия Постригай.
Судьба всего XX века – в его даже небольших зарисовках. В Нью-Йорке 1942-го он слушает Седьмую симфонию Шостаковича и создает вот такие пейзажи осажденного Ленинграда. А в победном 1945-м – уже поздравительные открытки с Новым годом. Он не переставал наблюдать, какая бы картинка не была за его окном. Вечно очарованный странник Мстислав Добужинский – теперь уже в рисунках – возвращается на родину, в том числе и с родными ему петербуржскими пейзажами. Их можно увидеть до конца ноября.
Комментарии