Лихо названный фестиваль развивает правильное дело — мировая звезда делится славой с малой родиной. Валерий Гергиев связи с родной Осетией не терял никогда, и Владикавказ не раз становился точкой его гастрольных маршрутов. Но сейчас отношения вышли на новый уровень: во Владикавказ, где маэстро окончил носящее теперь его имя музыкальное училище и открыл филиал Мариинского театра, второй раз (и впредь ежегодно) приезжает внушительный десант из культурной столицы, причем не только из Мариинки. Конечно, по масштабу он несравним с «Пасхальным» или «Звездами белых ночей», но для жаждущих приобщиться есть достойная афиша.
Залы Северо-Осетинской государственной филармонии и в Национального театра оперы и балета заполняет модная молодежь и группки статных дам, в том числе из родных мест Гергиевых, Дигории. Ключевыми стали концертное исполнение опер Мариинского, третьего акта «Тангейзера» Вагнера и «Лючия ди Ламмермур» Доницетти. Дань гению места — недавняя премьера Владикавказского филиала Мариинского театра опера Христофора Плиева «Коста», посвященная жизни осетинского поэта и просветителя Коста Хетагурова, минувшим летом исполненная и в Санкт-Петербурге. «Поднял» партитуру уже набравшийся дирижерского опыта ученик маэстро Заурбек Гугкаев. А главным открытием оказался исполнитель заглавной партии Дзамболат Дулаев, победитель V Международного конкурса вокалистов им. Павла Лисициана, темпераментный и очень сценичный ученик Дмитрия Бертмана с хорошими перспективами. Так набирает силу поколение, приученное включать локальную культуру в мировой контекст.
Маэстро Гергиев пригласил на фестиваль Театр балета имени Леонида Якобсона, худрук которого, экс-премьер Мариинского Адриан Фадеев, деликатно представил свою труппу «еще одним балетным театром Санкт-Петербурга, кроме Мариинского». В действительности это очень необычная компания и достойный участник фестиваля. Театр в статусе государственного и академического мыкается без собственного помещения, выступая в Александринском и других петербургских театрах, а за последние сезоны сделал качественный рывок и может гордиться качеством продукции. Он носит имя своего основателя неформального гения прошлого века Леонида Якобсона, талантливого недооцененного хореографа, чьи классические постановки стали основой многих отечественных хореографических фантазий. «Якобсоновцы» их берегут и с пиететом доращивают новыми.
Театр Якобсона приготовил два гала-вечера и программу для детей. Составленная из миниатюр разных лет и тем, прихотливо смешавшая балетный романтизм и острую эксцентрику программа отозвалась радостным изумлением зала. Возвышенная классика «Па де катра» и знаменитого «Вестриса», поставленного когда-то для юного Миши Барышникова, вызвали ожидаемое почтение. Череда остроумных характерных опусов с нестареющими «Подхалимом» и «Кумушками» — смех, любопытство и радость. А знаменитый одноактный «Свадебный кортеж» на музыку Шостаковича, идеально расслышанного Якобсоном, из которого прямо или косвенно позже черпали идеи Игорь Моисеев и Алексей Ратманский, ввел зал в настоящий ступор — конечно, образы Марка Шагала и Шолом Алейхема прочли далеко не все, но яркость красок и острота танцевальных портретов явно впечатлила. Так что к финальному «Венскому вальсу» зал уже грохотал долгой и искренней овацией.
Умение худрука фестиваля маэстро Гергиева привлекать к делу соратников известно не первый день, и в рамках просветительского по посылу фестиваля ему снова порадовался зритель.
Комментарии