Роджер Уотерс — гость в России не такой уж редкий. Особенно в сравнении с его экс-коллегой по Pink Floyd Дэвидом Гилмором. Хотя бы потому, что последний к нам вообще не ездит. Зато основатель легендарной группы в XXI веке выступил в Москве и Питере не один раз, и каждый раз устраивал что-нибудь эдакое. Взять хотя бы позднейшие примеры: The Dark Side of the Moon на Васильевском спуске в 2006-м и два года спустя — бесплатно! — на Дворцовой площади. И, конечно, монументальный тур The Wall Live в 2011-м — сногсшибательный, бескомпромиссный и неповторимый.
В общем, отечественным слушателям уже предоставлялась не одна возможность послушать маэстро вживую, причем с самыми разными программами. А в минувшую пятницу он привез в Белокаменную новую — Us+Them. Само название, впрочем, намекает на то, что новая-то она новая, да не стоит забывать о генезисе всего нового в этом мире. Особенно в музыке. Тем более что сам Роджер справедливость тезиса о хорошо забытом старом убедительно продемонстрировал в своем прошлогоднем альбоме Is This The Life We Really Want?, почти полностью состоящем из вдумчивого самоцитирования.
Тем не менее базисом текущего мирового турне свежую пластинку Уотерс делать не стал, включив оттуда в сетлист всего четыре песни. Понимает ведь, что большинство приходит послушать старые добрые композиции Pink Floyd, авторские права на которые он не без труда завовевал. Но он не был бы самим собой, если отправился по планете со старым материалом, не придав этой компиляции концептуальной целостности и политической актуальности.
Собственно, тех, кто посещал предыдущие выступления «невеселого Роджера» или просто хоть немного следил за его деятельностью, политизированность новейшего шоу, равно как и предварявшая его медиа-шумиха, возникшая после громкого интервью российским СМИ, удивлять не должна. Уотерс — известный антиглобалист, убежденный левак, яростный борец за все хорошее и против всего плохого, а упомянутое позднее прочтение «Стены» — ярчайшее подтверждение неугасимости пыла вечно молодого сердцем (в этот четверг он празднует 75-летний юбилей) гуманиста.
Так что сомневаться в том, что Us+Them окажется очередным политическим перформансом, не приходилось. Границу между этими самыми «нами» и «ними» Уотерс проводит вполне четкую, и пускай затесавшийся вдруг посередине плюсик никого не вводит в заблуждение. Мировая олигархия, современные элиты, спецслужбы, алчные дельцы, гаджеты, соцсети, лично Марк Цукерберг — это «они», то есть то, чему нормальные «мы» должны сопротивляться. «Сопротивляйся» (Resist) — главный лозунг тура, его, если угодно, основной «хэштег», размещенный за сценой, на падающих с потолка конфетти, на футболках российских детей, поющих знаменитую Another Brick in The Wall Pt.2.
А как с этим тотальным сопротивлением соотносятся, например, официальная страница на Facebook самого Уотерса — пусть ломают голову зануды и прочие прихвостни мирового капитала. В конце концов, Роджера мы любим за искренний бунтарский азарт. А в азарте, известное дело, частности обретают совершенно неразличимые очертания. Уотерс, к радости российского слушателя, продолжил наносить имиджевый ущерб сложившейся в «прогрессивных странах» картине мира. При этом, однако, сохранив типичную для западного левака склонность к наивным обобщениям. Поэтому и некоторым влюбившимся в Уотерса после слов о Крыме (которые он, к его чести, повторил со сцены) нашим соотечественникам было от чего разинуть рот, глядя на то, что транслировалось на большом экране — особенно в антракте.
Самому мастеру, впрочем, не было до этого никакого дела: он уже не одно десятилетие гнет свою линию, и отступаться от нее не намерен. Под мощный каток его критики вновь угодили милитаризм и торговля оружием, политика Израиля и правые (в той или иной степени) политики, загрязнение окружающей среды и, разумеется, персонально Дональд Трамп.
Президент США удостоился не только саркастичного упоминания в песнях нового альбома (странно, что одну из них, заглавную, Уотерс так и не сыграл — очевидно, решив, что даже для его концерта Трампа уже многовато), но и перепосвящению себе Pigs (Three Different Ones) из альбома Pink Floyd 1977 года Animals. На стенах взмывшей над залом миниатюрной версии электростанции Баттерси транслировались убийственные карикатуры и коллажи в его честь, сдобренные его же избранными цитатами, а венчала это все надпись на русском языке, прояснявшая даже самым непонятливым зрителям и слушателям неприязненное отношение Уотерса к политику-миллиардеру. И над всем этим триумфально парила фирменная флойдовская свинья с русскоязычным же призывом: «Оставайся человеком».
Сказать, что это было эффектно — ничего не сказать. Казалось, что после The Wall Live — с разрушением огромной стены, врезающимся в нее самолетом, гигантскими куклами и прочими зрелищами российскую публику потрясти будет трудно. Но это — только казалось. Контрольным выстрелом стало возведение перед сценой лазерной пирамидальной призмы с разливающейся в ней радугой. Тут и самые скептично к визуальным прибамбасам настроенные слушатели ахнули: как тут не ахнуть!
Перед самым финалом шоу, завершившимся ко всеобщему восторгу Comfortably Numb, Уотерс толкнул длинную речь. Помимо непременной политической составляющей, она содержала еще одно немаловажное замечание: московский концерт стал заключительным для этого тура в Европе (как ранее — для Ника Кейва). И, возможно, последним концертом в Европе вообще. Но, поспешил прибавить маэстро, заметно растроганный раздававшимся над куполом «Олимпийского» громогласным «Спасибо!», он надеется, что это не так. Мы тоже, конечно.
Комментарии