Естественная, непосредственная и одновременно великая оперная певица, рожденная в строгом и холодном Ленинграде, Елена Образцова покорила мир своим гипнотическим голосом и стихийностью своей натуры, легко совмещая победоносный шарм настоящей дивы с обнаженностью истинно женского темперамента.
Звездой Большого театра Елена Образцова стала раньше, чем окончила Ленинградскую консерваторию, — в 24 года. И сразу не в самой простой партии величественной Марины Мнишек. На выпускном экзамене она получила «пять с плюсом». Больше такую оценку не ставили никому и никогда. Ее, с кем родной отец целый год не разговаривал за то, что ослушалась его и не стала радиотехником, лучшие оперные театры мира буквально рвали на части.
В конце октября 2014 года состоялся настоящий оперный бал в честь ее 75-летия на сцене родного для нее Большого театра. «Я очень счастлива, что приехали знаменитые, великие, замечательные певцы, пожелав меня поздравить. Значит, я еще что-то значу в этом мире, несмотря на свои 75 лет. В этот вечер возникла какая-то удивительная атмосфера молодости, будто я вернулась в те годы, когда я много пела и ездила по всему миру. Я таким образом попрощалась со «своим» Большим театром…» — сказала мне певица в своем интервью.
Певец обязан жить страстями, а не лежать в вате, опасаясь простуды
О своей тяжелой болезни певица долго не говорила даже самым близким. На людях всегда была улыбчивая, остроумная, даже озорная, доброжелательная и роскошная. Великой и непосредственной обладательницей уникального голоса, не знающего табуированных чувств, — такой она останется в нашей памяти.
— Я думаю, человек стареет только тогда, когда устает от жизни, перестает ее любить. В каждом возрасте есть свои радости. Думаю, буду жить до 96 лет. Я сама себе составила такой график жизни, — убеждена была певица.
Ростовский музтеатр впервые покажет москвичам оперу «Жанна д’Арк»
И мы вместе с ней в это верили. Но коварная лейкемия распорядилась иначе. Елены Образцовой не стало 12 января 2015 года.
Она была не просто харизматичной дивой оперной сцены, она стала ее символом и — в полном соответствии со своей фамилией — образцом для подражания. Ее сгорающая от страсти босоногая Кармен из оперы Бизе сводила с ума, а страшная старуха-графиня с царственной горностаевой накидкой на плечах из «Пиковой дамы» Чайковского была эталоном художественного совершенства. Ее именем назвали малую планету под номером 4623. Ради нее даже останавливали спектакли, и не раз. Зал впадал в такой экстатический восторг, что Елене Образцовой ничего не оставалось, как повторить арию на бис. 20-минутная овация для ее Амнерис в вердиевской «Аиде» после знаменитой сцены «Судилища» в октябре 1976 года вошла в историю нью-йоркской Metropolitan Opera.
Образцова блистала на всех главных сценах мира, легко и естественно, войдя в сонм великих. Ее партнерами и друзьями были выдающиеся оперные певцы и дирижеры второй половины ХХ века: Монтсеррат Кабалье, Мирелла Френи, Лучано Паваротти, Хосе Каррерас, Герберт фон Караян, Клаудио Аббадо, Риккардо Мути. А великий итальянский режиссер Франко Дзеффирелли, боготворивший талант русской певицы, снял ее в фильме по опере Масканьи «Сельская честь» вместе с Пласидо Доминго. Узнав о кончине Образцовой, великий испанский певец сказал: «Прощай, моя любимая Кармен! Это очень большая печаль. Ее голос был уникальным, ее нельзя было сравнить ни с кем. Это была потрясающая жизнь и карьера. Спасибо за удивительный голос и бесчисленные радости, которые она подарила миру. Я всегда буду помнить и ценить наши совместные выступления. Разделять сцену с Еленой всегда было для меня огромным счастьем».
О своей вселенской славе она всегда говорила с присущим только ей язвительным юмором: «Как подсчитал один мой поклонник, если взять все мои записи, в общей сложности получается семнадцать с половиной килограммов музыки на компакт-дисках».
Имея феноменальное международное признание, способное даже преодолеть заслоны «железного занавеса» и «холодной войны», Елена Васильевна искренне признавалась, что никогда не планировала уезжать: «Меня очень многие уговаривали. Но у меня никогда не было желания уехать. Я с младенчества поняла, что никому не дано занять чужого места. И я забыла значение таких слов, как «ненависть», «соперничество», «зависть» или «ревность». Я перестала суетиться. Главное — суметь себя выразить не в успехе, а в музыке. И я это сделала. Единственное, что я умею делать без устали, — это петь».
— Я и страдала, и плакала, и любила, и голодала, и хорошо жила… Я всегда занималась исключительно любимым делом, но состоялась как женщина — мама, бабушка, хозяйка дома и своих прекрасных собачулек с оперными именами — Кармен, Мюзетта — беленькие, Манон и Вертер — черненькие. Кармен у меня опытная артистка. Я вместе с ней в Мадриде пела «Пиковую даму». На моем пропуске в театр было написано просто «Елена Образцова», а у нее — «Кармен Образцова», артистка, — рассказывала. Елена Васильевна, безумно любившая животных. В детстве у нее дома жили не только кот или собака, но и заяц, ежик и даже ворона. И зная это, однажды поклонники на концерте в Новосибирске подарили ей крохотного золотистого щеночка прямо в букете цветов.
Рожденная в предвоенном Ленинграде, певица при каждой нашей встрече вспоминала блокаду, войну: «Мы с самого детства знали цену жизни, радости и счастья. Для счастья нам было нужно совсем немного. Помню, я загоняла коров и всяких баранов, за это мне обычно кто-то давал яичко, кто-то — пирожок какой-то. Притом, что корова сама знала, куда идти, лучше меня. Как-то вместо еды мне дали ветку жасмина. Я прибежала домой вся такая восторженная: «Мама, мама! Мне подарили веточку жасмина!» Она говорит: «Дурочка, лучше бы пирожок дали…» А для меня это было счастьем. До сих пор с трепетом вспоминаю. Это были первые цветы, которые мне подарили… Не могу поверить в тот кошмар, что сейчас творится в Украине! Мне не понять, почему люди до сих пор в войну не наигрались. Вот говорят: «Люди, как звери». Но звери никогда не убивают друг друга, если это не связано с необходимостью выживания. А люди, мне кажется, нападают друг на друга от жадности и властолюбия».
В личном общении в Елене Васильевне ничего не выдавало народной артистки СССР, Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской, Государственной премий и обладательницы множества других высоких официальных наград. Образцова знала сотни анекдотов и блистательно делилась ими с друзьями и коллегами. «Однажды мы пели вместе в «Пиковой даме» на сцене миланской La Scala, — вспоминал Дмитрий Хворостовский, — мы только встретились, и Елена Васильевна тут же начала рассказывать анекдоты. Мы гоготали, как в казарме. И тут нас позвали на репетицию. Буквально через минуту она вышла на сцену как графиня и посмотрела на меня таким взглядом, что я чуть в обморок не упал: на меня глядели глаза из могилы, из преисподней. Так она фантастически преображалась, перевоплощалась, как никто иной».
Елена Васильевна признавалась: «У меня взрывной темперамент. Я настоящий вулкан. У меня еще столько запасов энергии, что мне хочется ее куда-нибудь деть — я постоянно что-то придумываю. И не боюсь ошибаться и любить. Когда человек перестает любить, он уже не может быть артистом. Певец обязан жить страстями, а не лежать в вате, опасаясь простуды». И она читала рэп с Тимати, пела джаз с Денисом Мацуевым и оперу с Николаем Басковым. Стояла у истоков возрождения Михайловского театра в Петербурге. Выходила и на драматическую сцену в постановках Романа Виктюка. В 2000 году она сыграла главную роль в спектакле «Антонио фон Эльба», где смачно курила и танцевала рок-н-ролл, влюбляя в себя весь зал. А следом на подмостках Театра сатиры она появилась в спектакле «Реквием по Радамесу» в образе стареющей оперной дивы.
В ее судьбе столкновение любых противоречий кажется отражением гармонии. Primadonna Assoluta не знает запретных жанров — это точно про Елену Образцову. Казалось, ее энергия и жизнелюбие неиссякаемы… «Я хотела бы сначала умереть, а потом закончить петь», — часто повторяла Елена Васильевна.
В 1999 году Образцова основала Международный конкурс молодых оперных певцов, давший старт таким нынешним звездам, как Юлия Лежнева и Ильдар Абдразаков. В 2011 году она создала Благотворительный фонд, чтобы помогать старым солистам Большого театра и поддерживать талантливую молодежь. Попросила ей помочь в этой работе подругу Наталью Игнатенко. И сегодня благодаря ее усилиям Фонд активно работает, сохраняя память о певице, и является заметной культурной институцией страны. Елене Васильевне это точно бы понравилось. А в работе она всегда была максималисткой, могла даже быть жесткой, непримиримой. Но всегда доброй и щедрой к друзьям. И каждый, кто имел честь оказаться в луче ее внимания, имеет в архиве несколько точных, пронзительных записочек от нее. Елена Васильевна очень любила писать, особенно в те моменты, когда на душе было пасмурно. Она вела дневники и писала стихи: «Дни отсчитывают года,/ уходящие навсегда./ Перелистываю жизни страницы,/Как летящие в никуда птицы»… Но ее феноменальный голос навсегда остался с нами в тех самых килограммах ее уникальной музыки.
Выставка «Елена Образцова. Голос и судьба». В Государственном центральном музее современной истории России работает до 15 сентября.
XII Международный конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой в Филармонии Санкт-Петербурга с 6 по 13 сентября.
Концерт лауреатов международных конкурсов молодых оперных певцов Елены Образцовой и конкурса Operalia Пласидо Доминго из цикла «Золотые голоса конкурсов Елены Образцовой», Большой зал консерватории 24 сентября.
Молодежный образовательно-творческий проект «Оперный класс», посвященный работе над «Золушкой» Россини. Московская консерватория, театр «Новая опера», 2-15 октября.
«Оперный бал Елены Образцовой» — гала-концерт с участием звезд мировой оперы. Большой театр России, 4 ноября.
Комментарии