В своем шестом сезоне Транссибирский Арт-Фестиваль представлен в 27 городах мира. Маршруты фестиваля уже прошли через российские города: Новосибирск, Красноярск, Самару, Томск, Норильск, Ачинск, Санкт-Петербург, Москву. Впереди зарубежные гастроли в США, Японии, Австрии, Южной Корее, Германии и Франции. Но несмотря на столь обширную географию, центром фестиваля по-прежнему остается Новосибирск, родина худрука Транссиба, выдающегося скрипача Вадима Репина.
Фото: Транссибирский Арт-Фестиваль Фото: Транссибирский Арт-Фестиваль Фото: Транссибирский Арт-Фестиваль
«Новосибирск — это центр фестиваля, обогнувшего уже четыре континента, — говорит Вадим Репин, художественный руководитель фестиваля. — Еще один — и мы охватим весь земной шар!»
В программе музыкального Транссиба не только концерты, но и образовательные проекты. Например, мастер-классы для юных музыкантов «Просто общайся со звездой» и бесплатные мастер-курсы от известных профессоров, Академия Арт-журналистики и международный проект для молодых музыкальных менеджеров Tonali-Тур. А ещё — кинопоказы документальных лент Брюно Монсенжона, гастроли миланского Театра марионеток «Карло Колла и Сыновья», творческая встреча с Владимиром Познером и многое другое.
В этот раз фестиваль проходит под знаком Года театра в России, и неслучайно репертуарным лейтмотивом концертов блока Закрытия в Новосибирске стала сценическая музыка Игоря Стравинского. Его Дивертисмент из балета «Поцелуй феи» исполнил Новосибирский академический симфонический оркестр под руководством Дмитрия Ситковецкого, американского скрипача и дирижера российского происхождения. Яркую сольную партию исполнил Вадим Репин.
Следом прозвучала эффектная «Наварра» для двух скрипок с оркестром Пабло Сарасате, в которой к Репину присоединился и Ситковецкий. Дуэт скрипачей виртуозов, столь разных по темпераменту, всегда эффектное зрелище, особенно в огненной сверхвиртуозной «Наварре».
Но весь магнетизм Ситковецкого как артиста раскрылся позже — на показе мультимедийного спектакля «Черт, солдат и скрипка», где он играет главную роль. Уже известный столичной публике проект по мотивам «Истории солдата» Стравинского впервые приехал в Новосибирск, а следом был показан в Красноярске. Притча о том, как человек продает свою душу дьяволу, в переосмыслении режиссера Михаила Кислярова превращается в метафорическую сделку в условиях современной реальности: солдат по дороге с «необъявленной войны» отдает черту скрипку в обмен на планшет. В этой «выгодной» сделке солдат неизбежно теряет главное — время, любимую, близких людей и в итоге собственную душу. Текст красноярского поэта Михаила Успенского читали Владимир Познер и Андрей Макаревич.
«Для меня очень важно, что мы привезли этот спектакль в Сибирь. Текст к нему по моему заказу написал сибиряк, поэт из Красноярска Михаил Успенский, — рассказал Дмитрий Ситковецкий, автор идеи спектакля. — Я многое переделал в тексте (отдельно заказал балладу для Андрея Макаревича, которую он пел сейчас) и в музыке: ведь половина — не из «Истории солдата». Если бы я встретился с Игорем Стравинским, у нас был бы серьезный разговор. Но думаю, он согласился бы со мной! В рождении такого спектакля и сочетании трех очень трудных дисциплин — музыки, танца и слова — прекрасная постановка Михаила Кислярова — это большая победа, на мой взгляд».
Главным событием заключительного концерта новосибирской части фестиваля стало выступление Вадима Репина: мастер-скрипач в «Испанской симфонии» Эдуарда Лало, казалось, превзошел сам себя. В сопровождении Новосибирского оркестра он исполнил музыку, вдохновленную испанскими мотивами, с захватывающей выразительностью, благородством и аристократизмом, заставив вдруг вспомнить черно-белые ленты времен старого Голливуда. Неудивительно, что именно «Испанскую симфонию» Лало Вадим Репин выбрал для фестивальных концертов в Москве, которые на днях с успехом прошли в Концертном зале Чайковского.
«Огромная благодарность оркестру — сегодня он играл так, как я раньше никогда не слышал, — сказал Вадим Репин после выступления. — Наша публика уже доверяет нам: выходя на сцену, чувствуешь ответственность, но есть и другое чувство, которое окрыляет. Мой поклон всем, кто помогал и организовывал фестиваль. Мы вернемся. И это будет седьмой фестиваль!»
Комментарии