Выставка «Русский авангард: механика, конструкция, быт» в Петропавловской крепости

Выставка «Русский авангард: механика, конструкция, быт» в Петропавловской крепости

Экспонаты показывают, как увлечение техникой и механизмами отразилось в искусстве начала XX века.

Выставка «Русский авангард: механика, конструкция, быт» проходит в Петропавловской крепости. Представленные экспонаты показывают, как увлечение техникой и механизмами отразилось в искусстве начала XX века. Алексей Комаров – с подробностями.

Гул фрезерного станка, движение ротора и поршней. Первыми сделали машину своей музой итальянские футуристы. Не остались в стороне и художники молодой республики Советов. «Вот это увлечение машинной эстетикой и подхватывают конструктивисты. Конструктивисты – производственники. И они используют эту теорию в другом ключе. Переносят ее на другую основу. И рассуждают больше о строительстве нового быта, нового производственного искусства», – рассказала куратор выставки Тамара Карюк.

Конструктивисты экспериментируют с образами, линиями и формой. Именно они создали новый тип зданий – универсальных строений, где всё подчинено функции, как на знаменитом Кушелевском хлебозаводе. Быт нового советского человека должен быть организован как дома, так и на работе. Отсюда и появляется идея производственной одежды, придуманная Александром Родченко и Варварой Степановой.

«Они говорят о том, что быт украшать не нужно, его нужно строить. И пытаются сделать свои предметы, произведения, которые они создают, максимально приближенными к какому-то утилитарному значению. Эти предметы должны участвовать в повседневной жизни», – пояснила Тамара Карюк.

Всё самое авангардное впитал в себя и театр. Программным стал спектакль «Великодушный рогоносец» Всеволода Мейерхольда, декорации к которому создала Любовь Попова. В центре та самая «машина», вдохновлявшая всех конструктивистов.

Идея механизированного мира повлияла и на кинематограф. Режиссеры стремились показать другую реальность, в которой машины, созданные человеком, обуздали природу. Кстати, в этом кинозале даже стулья конструктивистские – из гофрированного картона. На них можно сесть и наслаждаться фильмом.

Время конструктивизма оказалось скоротечным, как и жизнь многих его создателей. Впрочем, именно эта эпоха до сих пор вдохновляет дизайнеров, архитекторов и художников во всем мире.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.