Масштабная выставка к юбилею, пожалуй, самого известного местного живописца открылась в областном музее имени И. Крамского. Василий Павлович Криворучко — автор индустриальных пейзажей, известных циклов «Моя Русь» и «На поле Куликовом», портретов известных деятелей прошлого и простых современников — слесарей, крановщиц, строителей…
Для выставки к столетию мастера удалось собрать более 150 его произведений, созданных им с момента переезда в Воронеж в 1951 году до смерти в 1994-м.
Петровские верфи и крепостные стены Соловков, базар в Каире и портрет добродушного кенийца, «теплые» деревянные скульптуры и рубленые силуэты заводских зданий на гравюрах — посетители наверняка оценят разнообразие тем и техник, которыми владел Криворучко. Завершить академическое образование ему не удалось из-за войны, но художник развивал свою манеру всю жизнь. Пробовал рисовать цветными карандашами и тушью, фломастерами.
Он родился в деревне на Алтае, школу окончил в Донецке, владеть кистью учился в Харькове и, после демобилизации, в Мукачеве. Осев в Воронеже, стал активным участником городской жизни. Криворучко заседал в горсовете, боролся за спасение памятников истории и культуры. «Профессорский» дом на улице Тимирязева, 1, где он жил, тоже признан объектом наследия. Ныне на нем есть и мемориальная табличка с именем Василия Павловича, который незадолго до смерти стал первым почетным гражданином Воронежа.
Он также был организатором «культурных десантов» в город Лиски, где мало-помалу образовалась своя картинная галерея. После смерти Криворучко она получила его имя.
На юбилейной выставке можно увидеть и палитру из мастерской, и нехитрое кресло-качалку, и фирменный берет художника, и книги из его собрания.
Отовсюду художник привозил аккуратно подписанные баночки с образцами земли и воды. Горстку почвы взял с могилы Ганди. В Ферапонтове собрал разноцветные камешки, на склянке с ними значится: «Краски Дионисия».
Его особо занимал «золотой век» русской иконописи. Образа Криворучко сам не писал, но оставил портреты Феофана Грека и Андрея Рублева.
— Все поражались его неуемной энергии и тому, сколько он успевал. Супруга и коллега Ксения Успенская говорила: «Вася, ты больше общественный деятель, чем художник!» От индустриальной тематики Василий Павлович переключился на историю Руси. В 1962 году, по его признанию, он сознательно обратился к православию, к духовным ценностям. Это наложило отпечаток на его творчество, — отметил протоиерей Андрей Изакар, близко знавший Криворучко в бытность музейщиком.
За цикл картин о Куликовской битве художника в 1992-м наградили премией имени Преподобного Сергия Радонежского.
Его работы есть в Музее истории Москвы, заповедниках в Туле, Владимире, Смоленске и Пскове, в Тамбовской картинной галерее и художественном музее Белгорода. Гости Воронежского края найдут их в историко-художественном музее Острогожска, галерее в Лисках и в Новоусманской библиотеке. Есть полотна Криворучко и в частных собраниях — за рубежом и в России. Например, крупной коллекцией владеет благотворительный фонд «Художники Воронежа».
Прямая речь
Александр Бубнов, президент благотворительного фонда «Художники Воронежа»:
— Василий Криворучко — один из трех моих любимых художников нашей области. Его картины я начал собирать, еще не представляя толком, что это за мастер. При подготовке выставки окунулся в архивные материалы, почитал дневники — и заново открыл масштаб личности Василия Павловича. Он писал, что смерть надо заслужить и что он своей гибели не боится. Уезжая из Воронежа, оставлял в мастерской записку: «Все отдаю городу».
Комментарии