Чувашский театр оперы и балета уже почти тридцать лет весной проводит Международный балетный фестиваль. В этом году, несмотря на отсутствие зарубежных гостей, он предложил большую и разнообразную афишу. Украсила ее премьера двух новых балетов, поставленных дуэтом московских хореографов — Софьей Гайдуковой и Константином Матулевским.
Оперный дом в Чебоксарах — один из самых молодых в стране. Сначала в столице Чувашии предполагался лишь музыкально-драматический театр. Ни консерватории, ни хореографического училища не только в республике, но и ближайших городах не было. И фестивали (театр проводит не только балетный, но и оперный) стали одним из способов поддержания интереса к театру.
Афиша нынешнего демонстрирует, как привлечь в театр публику контрастных интересов. Рядом с финальным концертом, в который приглашены солисты Большого, Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко, Пермского и Татарского оперных, в афише — «Жизель» с премьерами Большого театра Анной Никулиной и Александром Волчковым, «Дон Кихот», в котором солировали прима екатеринбургского театра «Урал Опера Балет» Елена Кабанова и Андрей Сорокин из петербургского Театра Леонида Якобсона. Здесь же Libertad и «Головокружение» пермского «Балета Евгения Панфилова». Воронежский оперный привез премьеру — «Арлекинада. New». Концерт Пермского хореографического училища был посвящен балерине Надежде Павловой — выпускнице этой школы и уроженке Чебоксар. Фестиваль сопровождают также лекции и поиск новых Павловых для учебы в Перми.
Софья Гайдукова и Константин Матулевский выбраны для сотрудничества не случайно. С одной стороны, их имена известны благодаря участию в телепроектах. С другой — оба имеют бэкграунд академических танцовщиков, но как постановщики ищут модернизированные средства выразительности, работают на грани классического балета и современного танца.
Чувашскому театру работающие в дуэте Гайдукова и Матулевский предложили два одноактных спектакля — «ТитаНиЯ» и «Болеро». Первый, как легко догадаться по названию, вдохновлен шекспировским «Сном в летнюю ночь». Музыкальным же фундаментом для него стала Первая симфония Малера — «Титан», что позволило хореографам пококетничать с названием. На помощь призвали Чувашскую симфоническую капеллу во главе с дирижером Морисом Яклашкиным, чьи усилия при этом выглядели героическими. Но благодаря балету в Чебоксарах будет звучать не самая хрестоматийная музыка Малера.
Фото: Никита Чунтомов/РГ
Пермский Театр-Театр представил спектакль «Маскарад»
Танцовщикам театр еще предстоит нелегкая работа по дальнейшему освоению хореографического материала. Гайдукова и Матулевский сосредоточились на игре с переплетением шекспировских мотивов и гравюры Морица фон Швинда, вдохновлявшей Малера. Они максимально упростили лексику и приемы, не позволяя труппе и зрителям комплексовать из-за достаточно ограниченных возможностей артистов. Абсолютно органична в спектакле лишь Елена Коцюбира, с достоинством царящая в заглавной роли.
В «Болеро» на музыку Равеля хореография, вероятно, должна быть гораздо сложнее. Но и здесь от артистов не требуют многого: танцовщики идут цепочкой, одетые в бытовую одежду, один за другим через всю сцену, вызывая ассоциации с тенями из «Баядерки».
Комментарии