Уже через считанные дни в Радищевском музее Саратова начнет работу выставка с красивым и очень символичным названием «Под одним небом. Французская и русская живопись второй половины XIX — начала XX веков».
Подобные проекты уже проходили в Москве, в Нижнем Новгороде, в Уфе, Ярославле, но саратовский вариант ожидается самым громким и масштабным, потому что помимо полотен, предоставленных фондом «In artibus», зрители увидят картины из коллекции Радищевского музея. А это богатая коллекция.
«Мы не просто хотим продемонстрировать шедевры русских и французских мастеров, но выстроить диалоги: художников, поколений, культур, проследить взаимовлияния и параллели, выявить традиции, которые формировались на основе импульсов, исходивших от разных национальных школ», — рассказали «Российской газете» организаторы выставки.
В эпоху, когда русское искусство по всему миру поставлено на режим «стоп», выставка «Под одним небом» становится не просто культурным событием, это попытка показать, что, даже если обрушатся все связи между странами, диалог культур все равно продолжится. Хотя бы потому, что начат он так давно, что успел пережить и войны, и социальные перевороты, и даже целые поколения художников. И новые потрясения переживет. На примере новой выставки Радищевского музея эта философия хорошо прослеживается.
Адольф Монтичелли, современник французских импрессионистов, во многом предвосхитивший открытия постимпрессионистов. Его работы в России появились благодаря Алексею Боголюбову, основателю как раз Радищевского музея.
«Сам Боголюбов тоже воспринял находки француза, — говорит заведующая отделом современного искусства Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева Елена Дорогина. — В творчество Монтичелли был влюблен и Николай Гущин. Живя во Франции, он имел собственную коллекцию живописи, где было несколько работ Монтичелли, с которыми ему пришлось расстаться при возвращении в СССР. Более того, согласно легенде, Гущин выбрал для проживания Саратов именно потому, что здесь в музее находились картины Монтичелли».
Или вот еще одна история, которую открыли организаторы выставки. В 1918 году в Саратов приехал художник Валентин Юстицкий, он был одним из создателей «пролетарского искусства», однако долгие годы «соседства» с полотнами Монтичелли не прошли даром. Юстицкий пройдет лагеря, переживет Великую Отечественную войну и вдруг напишет «Летний вечер», по «атмосферности» очень напоминающий «Окрестности Парижа» Монтичелли — тот же густой красочный слой и как бы вибрирующий мазок.
На выставке в Саратове зрители смогут также «подслушать» диалоги Жоржа Сёра и Игоря Грабаря, Эдуара Вюйара и Виктора Борисова-Мусатова, Андре Дерена и Павла Кузнецова, Альбера Марке и Антонины Софроновой, Мориса Утрилло и Михаила Соколова. Всего экспонируется 76 произведений французских и российских мастеров.
Проект «Под одним небом» откроется для всех желающих уже 30 июня. Выставка проводится при поддержке Российского фонда культуры.
Комментарии