В Перми завершился XVIII Международный фестиваль «Флаэртиана» — один из крупнейших российских форумов документального кино. Его участниками стали профессионалы более чем из 20 стран мира. За неделю показов зрители увидели шесть мировых, шесть международных и 17 российских премьер.
Главным отличием пермского фестиваля и определяющей точкой успеха является принцип отбора фильмов, представляемых зрителю. А он прост: герой должен проживать на экране часть своей обычной жизни, задача режиссера — рассказать об этом по законам драматургии.
Этот принцип был придуман и сформулирован еще в начале прошлого века режиссером Робертом Флаэрти, который именно так снял фильм о малых народах — «Нанук с Севера». От его фамилии и возникло название фестиваля, а главным его призом стал «Золотой Нанук» — статуэтка, которая вручается вместе с Гран-при за лучший фильм международного конкурса. Параллельно здесь проходят еще два киносостязания: российского и студенческого кино с соответственными призами — серебряным и бронзовым Нануками.
…Врач санитарной авиации, практически ежедневно вытаскивающий людей из объятий смерти. 47-летняя одинокая женщина, верящая, что с помощью особой психотехники, исполняющей желания, она сможет обрести семейное счастье. 18-летний парень, который пока не знает точно — яростный ли он революционер или просто удачливый блогер. Бывший снайпер, ставший фотографом, потому что прицел винтовки похож на оптику фотокамеры.
Что общего у этих людей?
То, что каждый из них однажды попал в объектив кинокамеры, позволив заглянуть в свою жизнь. Совершенно реальную, не придуманную сценаристом, не напомаженную гримерами и не приукрашенную стилистами.
По мнению основателя и президента «Флаэртианы» Павла Печенкина, программа каждого фестиваля — это очередное пополнение уникальной коллекции человеческих историй, которую уже более 20 лет пермяки собирают со всего мира.
— К примеру, история о женщине, которая живет в крупном городе и стремится посещать абсолютно все театральные постановки, — говорит он о фильме «Лишний билет» Матисса Кажа. — И, поскольку у нее не много денег, она всякий раз придумывает разные способы попасть в зрительный зал бесплатно или по скидкам. Или рассказ о пенсионере, который решил сам построить храм. В хорошей документалистике мерило всего — человек. Это главное.
Критики и киноведы сходятся во мнении, что в последнее время все больше стало появляться фильмов, сделанных с желанием помочь людям. Много историй о жизни людей с ограниченными возможностями здоровья, или о тех, кто вопреки всему не утерял душевный позитив, способность к духовным подвигам служения. И речь не только о религиозных подвижниках — фильмов о них, кстати, наоборот становится меньше, — а об обыкновенных людях, ученых, педагогах, врачах.
— В этом году на фестивале представлено немного другое кино, — говорит член жюри национального конкурса, писатель Любовь Соколова. — В прежние годы меня огорчало пристрастие авторов к маргинальным темам, а нынче на экране чрезвычайно интересные и даже эффектные герои. Они хитрые, дерзкие, странные, нелепые, но все с чувством собственного достоинства. Главное, они не жалкие, и это здорово.
Особенно много в этом году фильмов о пожилых людях. И связано это, как утверждают их авторы, опять же, со служением. Потому что, как правило, к преклонному возрасту у человека окончательно формируются четкие нравственные установки. И приходит понимание, что если, например, в твоей деревне нет моста через речку, то его надо построить самому. Как это делает герой фильма Татьяны Соболевой «Дядя Саша, или Полет над Россией». Каждую весну он строит мост и каждую зиму тот приходит в негодность. Нынешней весной дядя Саша приступил к строительству тридцатого моста в своей жизни.
Всего в рамках конкурсных программ показано более 160 фильмов, снятых как начинающими, так и уже опытными режиссерами. Вне конкурсных показов были представлены программа российского госархива кинофотодокументов, ретроспектива Свердловской киностудии, фильмы из фонда Александра Сокурова и режиссерские работы Бориса Караджева, а также несколько картин в рамках специального показа.
Особый интерес зрителей вызывали работы членов жюри. К примеру, председателя жюри международного конкурса Майкла Коллинза, который, кстати, в этом году стал номинантом престижной премии «Эмми». Безусловные аншлаги собирали также хиты европейских фестивалей. В их числе лучший документальный фильм по версии нью-йоркского фестиваля «Бобби Джин» — о танцовщице, которая решается уехать из Израиля, где она работала у культового хореографа, и начать свой путь. Или картина польского режиссера Марты Прус «За пределом», наделавшая много шума в европейских кинозалах. Это рассказ о спортивной борьбе и сложных отношениях спортсменов и тренеров, о жесткости и цене победы.
— Уже год фильм демонстрируется на многих международных фестивалях, но где бы он ни был показан, неизменно вызывает большой интерес, — говорит Марта. — Он никого не оставляет равнодушным, его обсуждения затягиваются допоздна и проходят весьма активно.
Неоднозначную реакцию зрителей вызвал и фильм специального показа «Красная душа» режиссера из Нидерландов Йесики Гортер. Она сделала попытку понять, насколько глубоко в россиянах запеклась память о годах сталинского террора. Одни герои фильма утверждают, что Сталин — герой, победивший фашизм, другие считают его палачом. Но, по мнению режиссера, и те и другие до сих пор не избавились от страха, заложенного в те годы.
А вот фильм «INTO_нация большой Одессы» Александра Бруньковского из подборки специального показа для многих оказался настоящим праздником: красивых городов, уникального одесского колорита и удивительного свойства одесситов находить частичку родного в любом месте, куда бы ни уехали.
Гран-при за лучший фильм фестиваля — «Большой Золотой Нанук» получил фильм «Об отцах и сыновьях», снятый режиссером Талал Дерки о жизни семьи радикальных исламистов.
Приз «Малый золотой Нанук» и победу в национальном конкурсе «Российская «Флаэртиана» получила Ольга Аверкиева за фильм «Вырваться». Это кино о сиротах, с детства живущих в психоневрологических интернатах без надежды вырваться из замкнутого мира.
Лучшим студенческим фильмом признана работа Ксении Шкреба «Залом». Картина о том, как выпускник института, придя на лучшее предприятие города учится правильно встряхивать листы шпона и ровно сажать их в сушилку.
Комментарии