На месте Новой Третьяковки когда-то был стадион, чуть ли не первый в СССР: летом тут играло московское «Торпедо», зимой заливался каток. Сейчас конькобежцы, футболисты, пловцы, гимнасты обосновались на третьем этаже Западного крыла Новой Третьяковки, где открылся «Век спорта» — проект, посвященный 100-летию московской спортивной организации, созданной в 1923-м решением Президиума ВЦИК.
«Мы собрали что-то вроде небольших рассказов о командах и болельщиках, о крутых виражах, об искусстве поединков, о том, как все начиналось», — рассказала, открывая выставку, заместитель гендиректора ГТГ Татьяна Карпова.
И эти истории, собранные из шедевров российских художников, хочется на выставке читать и читать. Глава «Поединок»: уверенный в своей силе могучий бронзовый «Борец дзюдо» Ашота Гаспаряна, трепетная девушка с ракеткой с полотна «Теннис» Александра Самохвалова, «Тир ДОСААФ» Сергея Базилева — стрелки в наушниках, вглядываясь в цели, поднимают винтовки. В центре «Грации и пластики» растянувшая шпагат на всю длину полотна Владимира Гаврилова «Мастер спорта Елена Тяжелова», а вот масштабная история на одном полотне — «Эстафета на Садовом кольце» Александра Дейнеки.
Художники, писавшие спорт, знали о нем не понаслышке, у многих были пропуска на спортивные арены, они днями просиживали на стадионах, наблюдая спортсменов в движении, ловя динамику, экспрессию, эмоции, наполняющие спорт и вдохновляющие художников, как мало что еще. И со многих полотен и скульптур эти эмоции просто выплескиваются на зрителя, как брызги воды с полотна Анатолия Мельникова «Ватерполисты. Острый момент». Рядом схожая по динамике «Велосипедисты» Петра Оссовского из Орловского музея: лидер гонки переводит дух, опершись ногой о придорожный столб и оглядываясь на преследователей.
Эта работа, как и несколько других, поступили из музеев России в неподходящем для экспонирования состоянии, и в должный вид их к выставке привели реставраторы Третьяковки.
Экспозиция готовилась совместными усилиями, в том числе бывших спортсменов, с которыми по просьбе кураторов общались сотрудники Москомспорта, и так рождались профессиональные комментарии под картинами. «Вратарь у Дейнеки летит за мячом животом вниз, это чревато отбитыми ребрами», просвещает зрителя и критикует классика бывший вратарь сборной России Руслан Нигматуллин.
На выставке нашлось место даже шахматам: вот расслабляются над доской комбайнеры («На отдыхе» Виктора Попкова). Среди праздника энергии и красоты с удивлением обнаруживаешь в разделе «На лыжне и ледовых дорожках» с детства знакомый сюжет — «Опять двойка» Федора Решетникова: расстроенная мама, с укором смотрящая сестра, виноватый взгляд пацана. Но из драного портфеля торчат… коньки, а уши и щеки горят от мороза. Да, он снова выбрал не класс, а каток. А вдруг это будущий Борис Михайлов? Может, простим его в этот раз?
Комментарии