Ныне отборщики задали непростую задачу жюри музыкального театра во главе с солисткой Мариинского театра, певицей Ларисой Гоголевской, в определении победителей в оперных номинациях, ибо большинство соискателей наград совсем не соответствовали каноническому определению жанра «опера».
«Лучшим спектаклем в опере» была названа оратория, поставленная Пермским театром оперы и балета, феноменальная «Жанна на костре», которую автор Артюр Онеггер охарактеризовал как синтез театра всех видов с речевым текстом. При этом постановщики спектакля парадоксально остались без главных наград: впервые за несколько лет «Золотая маска» отвернулась от дирижера Теодора Курентзиса, а выдающемуся итальянскому режиссеру Ромео Кастеллуччи достался приз лишь как сценографу. А лучшим режиссером в опере стала легендарная Кэти Митчелл, которая даже не побывала в Москве, когда принесшая ей победу «Альцина» Генделя переезжала из Экс-Ан-Прованса в Большой театр (переносом спектакля занимались ее ассистенты). Получавший за прославленную англичанку награду гендиректор Большого Владимир Урин заметил, что за 25 лет «Золотая маска» из очень теплой, скромной и дружественной церемонии превратилась в потрясающий театральный праздник».
Лучшей работой композитора в музыкальном театре жюри определило Владимира Раннева за его удивительную «Прозу», в столичном Электротеатре Станиславский. Она же принесла премию и художнику по свету Сергею Васильеву. Своим спецпризом жюри музыкального театра отметило еще один опус нашего современника — Александра Маноцкова с постановкой «Сны Иакова, или Страшно место» Фонда поддержки современного искусства «Живой город» и Фонда развития исполнительского искусства Республики Татарстан «Сфорцандо».
Жаль, что у жюри не хватило «масок», чтобы отметить многие интересные и важные работы для театров, где они были сделаны, такие, например, как Анна Аглатова (Моргана) и дирижер Андреа Маркон в «Альцине» или Одри Бонне «Жанна на костре», не спевшая ни ноты, но передавшая силу времени, проживаемого через музыку. Грустно и несправедливо, что, отыграв фестивальные показы даже не в Москве, а дома в Перми, театр более не планирует возвращаться к этому спектаклю. Но как сказал один из победителей в легком жанре мюзикла — молодой режиссер Филипп Разенков: «Огромное количество талантливейших деятелей театра, которые никогда не номинировались и не получали никаких наград. Но это нисколько не умоляет их огромного таланта».
Рекордные три оперные «Маски» в нынешнем году забрал Московский академический Музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. За лучшую женскую роль в опере награду получила сопрано Наталья Мурадымова (Костельничка Бурыйя в «Енуфе» Яначека, постановка Александра Тителя). Остальные награды у проекта по оратории Генделя «Триумф Времени и Бесчувствия»: за лучшую мужскую роль был отмечен контратенор Винс И (образ Удовольствия) и лучший дирижер — Филипп Чижевский. Остается только надеяться, что у «Золотой маски» впереди еще много триумфов, но только не бесчувствия, а красоты, любви и мудрости.
Комментарии