Мемориальная квартира Пушкина на Арбате скоро закроется на реставрацию и реэкспозицию, чтобы спустя год открыться в обновленном виде. Пять комнат в доме №53 поэт арендовал в январе 1831 года у дворянской семьи Хитрово. Уже через месяц он устроил там мальчишник, а спустя несколько дней привез после венчания молодую жену Наталью Гончарову. На Арбате прошли первые месяцы семейной жизни Пушкиных. В советское время дом занимали коммуналки, так что от исторического интерьера мало что сохранилось. О том, как будут восстанавливать аутентичную обстановку, «МК» узнал у директора Государственного музея А.С. Пушкина Евгения Богатырева.
В мемориальной квартире Александра Пушкина стартовал фестиваль «Февральские вечера», который открылся моноспектаклем «Свадьба» с заслуженной артисткой России Ольгой Кузиной в главной роли. Венчание Пушкиных случилось 18 февраля, так что время фестиваля и темы выбираются под стать. Но в этом году есть и вторая привязка, правда, уже в минорном ключе. Дело в том, что автором постановки «Свадьба» некогда выступил режиссер Андрей Беркутов, чей земной путь оборвался год назад — и тоже в феврале. Нынешний фестиваль станет негласным посвящением худруку музейно-театрального проекта Музея А.С. Пушкина. Андрей Беркутов стоял у истоков фестиваля, который каждый год проходит в музее уже более 20 лет.
В эти наполненные полярными эмоциями дни «Февральских вечеров» у зрителей есть последний шанс увидеть мемориальную квартиру на Арбате в том виде, в каком она работает с 1986 года. Уже в мае музей закроется на реставрацию и реэкспозицию, чтобы предстать совсем другим к следующему лету.
— У дома непростая судьба. Кто только здесь не жил, — рассказывает директор Литературного музея Пушкина Евгений Богатырев. — В 1920 году дом превратился в коммунальный. В 1980-х годах нашему музею пришлось расселять порядка 50 жильцов из 20 квартир. Дом поделен на множество уголочков и закоулков, все перегородки снесли, восстановили историческую лепнину на потолке, очистили пространство от наслоений. В 1986-м была сформулирована концепция благородной чистоты мемориального пространства. Но прошло время, мы провели исследовательскую работу, послушали наших посетителей, и стало понятно, что нужен другой подход.
Сейчас в каждом из залов внимание зрителя концентрируется на каком-то одном экспозиционном предмете. В первом бальном зале это фортепиано: здесь проходят концерты и играют спектакли. Когда Пушкины снимали эти комнаты, тут танцевали, пели и играли. В следующем помещении установлена конторка, за которой писал Пушкин (хотя исторически эта синяя комната была столовой). Рядом с конторкой красуется портрет кисти Авдотьи Елагиной, написанный в 1827 году с натуры. Это изображение друг Пушкина Сергей Соболевский возил за границу, чтобы не только рассказывать о русском поэте, но и показывать его. Конторка, увенчанная портретом, установлена на зеркальном подиуме. Так же экспозиционно решен показ экспонатов в следующих залах. Среди раритетов — стол-«бобик», за которым Наталья Гончарова занималась рукоделием, и мраморный бюст Пушкина, сделанный с посмертной маски. Поэтическую пустоту дополняют портреты современников и друзей Пушкиных, пейзажи того времени и тяжелые бархатные шторы. Реэкспозиция наполнит пространство — теперь здесь будут воссозданы, пусть и примерно, интерьеры, в которых прошли первые семейные дни молодоженов.
— Рисунков не сохранилось, но есть воспоминания, — поясняет Евгений Богатырев. — Например, из записок Павла Вяземского мы знаем, что кабинет Пушкина был оклеен диковинными лиловыми обоями с золотыми цветами. Там был диван, который обрамляли две полки с книгами. Из бальной залы можно было попасть в парадную столовую, где за столом-сороконожкой рассаживались приглашенные молодой четой гости. Следующая комната — кабинет, где Пушкин работал и встречался с друзьями. А за ней спальня молодых. Туда вход для посетителей будет закрыт, потому что поэт писал, что это место сакральное, не для чужих глаз. Мы уже нашли мебель, которая соответствует описаниям.
Спальня с одной стороны вела в мужскую зону, с другой — в женскую: в будуар Натальи Гончаровой, которая общалась тут с подругами, сестрами и матерью — фрейлиной из рода Загряжских. С Натальей Ивановной у Пушкина сразу не заладились отношения, поэтому семья вскоре переехала в Петербург. Поэт с молодой женой прожили на Арбате лишь три месяца, хотя арендованы комнаты были на полгода, — как раз по этой причине. Однако именно это место стало первым домом, где Пушкин обзавелся своим хозяйством. «До этого он обитал по трактирам», — замечает Богатырев, опираясь на свидетельства современников поэта. За будуаром Натальи Гончаровой было проходное помещение для слуг, коих в доме было 27. Раньше во внешней стене был проход, который вел на улицу — во двор, на кухню, к конюшням. А напротив него была скрытая и почти незаметная дверь, которая вела в синюю столовую, через нее на званые обеды несли угощения. Этот «тайный проход», расположенный под лестницей, которая ведет на верхний этаж (антресоли с низкими потолками — там жили слуги), теперь будет восстановлен. А выход на улицу будет обозначен условно, чтобы было понятно, как была организована жизнь в доме.
Сейчас концепция обновления мемориального музея проходит экспертизу, а в мае должны начаться работы. Музей, уже с мемориальной обстановкой, откроется ко дню рождения поэта, то есть 6 июня 2024 года. Это преображение станет одним из этапов подготовки к 225-летию Александра Сергеевича.
Комментарии