Возвращение на родину. В Государственном институте искусствознания представили работы Константина Кузнецова – выдающегося художника русского зарубежья. До недавнего времени в России его творчество было практически неизвестно.
Эти картины с французскими пейзажами выставляются в России впервые. Они принадлежат кисти русского художника Константина Кузнецова. Выходец из состоятельной купеческой семьи, он в 1903 году оставил семейное дело в родной Нижегородской области и перебрался с супругой в Париж, где до конца дней занимался творчеством. Несколько лет назад картины Кузнецова случайно попали в собрание коллекционера Андрея Щербинина. Он заинтересовался настолько, что поехал во Францию, разыскал там праправнучек художника и уговорил их продать ему около 300 полотен Константина Кузнецова.
«Мы приехали в одни из их апартаментов в Париже, где можно сказать, как в каком-то романе они повели нас на мансарду, открыли и там много лет, может десятилетий, эти картины у них хранились, лежали в рулонах, сложенные, друг на друге, на каких-то стеллажах, покрытые пылью», — рассказал коллекционер Андрей Щербинин.
По инициативе коллекционера была проведена исследовательская работа, результатом которой стала монография о Константине Кузнецове. Живописи он учился в мастерской Фернана Кормона, который был учителем многих художников, в том числе, Лотрека и Ван Гога. Кузнецов оказался хорошим учеником. Ежегодно участвовал в Осеннем Парижском салоне.
«Он начал художественное образование не во Франции, а в России, более того, даже не в столичных центрах, а на родине, в Нижегородском крае. Но тем не менее этот союз французского с нижегородским оказался плодотворным», — подчеркнул старший научный сотрудник ГМИИ им. Пушкина Алексей Петухов.
Потомки художника долгие годы не интересовались хранившимися на чердаке холстами. Сохранилась большая часть того, что было написано Константином Кузнецовым. Картин своих он почти не продавал, так как в деньгах не нуждался.
«В Нижнем Новгороде осталось семейное предприятие Кузнецовых, которым управляли два его брата. И это давало художнику работать, ездить в Бретань, которую он очень любил, писать, снимать большое просторное ателье на Монпарнасе», — рассказал автор монографии о Павле Кузнецове Екатерина Усова.
После революции денежные переводы из России прекратились. Со временем Кузнецов был вынужден подрабатывать, иллюстрируя книжные издания. Владельцы коллекции планируют в ближайшее время устроить большую монографическую выставку русского парижанина Константина Кузнецова.
Комментарии