Культурная жизнь в Европе продолжает пробуждаться от карантина. Еще в апреле в Германии частично возобновили работу такие культурные учреждения, как библиотеки, музеи и картинные галереи. Но с музыкальными организациями дело обстоит сложнее, ведь опасность заразиться, находясь рядом с другими зрителями на оперном спектакле, очень высока. Примерно через девять недель после введения ограничений меломаны могут снова послушать оперную музыку живьем, но с соблюдением мер безопасности: в частности, необходимо соблюдать дистанцию в полтора метра и постоянно носить маску.
Одной из первых открылась Берлинская государственная опера: ведущий театр страны показал «Золото Рейна» Рихарда Вагнера в постановке режиссера Джонатана Голуба. Масштабная опера немецкого гения, открывающая его грандиозную мифологическую тетралогию «Кольцо Нибелунга», прозвучала не в здании оперы, а в необычном формате open-air — на территории театральной парковки, рассчитанной на 175 зрителей. К тому же, четырехчасовую музыкальную драму пришлось немного сократить, а состав богатейшего вагнеровского оркестра был уменьшен до 22 человек.
К полноценной жизни театр вернется только ближе к осени: 31 августа под управлением Даниэла Баренбоима будут исполнены симфонии Бетховена, а первой оперной постановкой в сентябре станет «Ариадна на Наксосе» Рихарда Штрауса в режиссерской версии Ханса Нойенфельса.
Еще один знаменитый немецкий театр — Дрезденская опера — открылся для меломанов серией спектаклей и концертов, носящих символическое название «Начало». В отличие от Берлина, тут первой зазвучала итальянская музыка — опера «Дон Карлос» Джузеппе Верди: главные партии в нем исполнили Анна Нетребко и Юсиф Эйвазов. 330 зрителей услышали сокращенную полуторачасовую версию вердиевского шедевра. Интересно, что артистам, как и зрителям, приходилось на сцене соблюдать социальную дистанцию.
«Как раз та пара, которая по сюжету оперы должна быть разлучена», — иронично написал о звездных исполнителях партий Елизаветы и Дон Карлоса обозреватель немецкой газеты FAZ Михаэль Эрнст.
Концертная программа, которая продлится до начала летних каникул, прозвучит под управлением художественного руководителя Саксонской государственной капеллы Кристиана Тилеманна.
Баварская опера также открылась в первом летнем месяце: в стенах театра была исполнена монодрама современного английского композитора Питера Максвелла Дэвиса «8 песен безумного короля», либретто которой основано на текстах английского короля Георга III. Основной же сезон начнется первого сентября: это на три недели раньше, чем обычно.
От карантина постепенно пробуждаются и менее известные театры по всей Германии. Одной из первых стала Государственная опера Висбадена в федеральной земле Гессен: там еще в конце мая для ограниченного числа зрителей состоялся живой концерт баритона Михаэля Фолле и сопрано Габриэлы Шерер, исполнивших арии и дуэты из опер Вагнера и Штрауса.
При этом некоторые крупные оперные дома, например, Гамбургская государственная опера, откроются только в сентябре: первый полноценный концерт под названием «Molto agitato», где будут исполнены сочинения Лигети, Брамса и других композиторов, запланирован на начало сентября, а первой оперной постановкой станет «Волшебная флейта» в декабре 2020 года.
Впрочем, немецким театрам беспокоиться о финансовых проблемах не стоит: еще в начале июня немецкое правительство выделило один миллиард евро на поддержку культурных учреждений. «Наша цель — спасти наш уникальный культурный ландшафт», — отметила Моника Грюттерс, уполномоченная правительства ФРГ по вопросам культуры и СМИ.
Комментарии